В Театре на Юго-Западе поставили сиквел «Анны Карениной»: под поездом Анна не погибает, а только лишается ноги, руки и глаза.
Неугомонный шеф Театра на Юго-Западе Валерий Белякович, поставивший у себя за тридцать лет всю драматургию мира от Шекспира до Чехова и Мрожека, в последние годы определенно тяготеет к отечественному «черному театру» - театру гиньоля, парадокса и жестокости.
Началось все это, пожалуй, с «Вальпургиевой ночи» Венечки Ерофеева. Потом появился Сорокин. Автор эпатажный, скандальный, спокойно преступающий любую границу, в том числе и хорошего вкуса, но остро чувствующий нерв эпохи, ее абсурдность, алогизм, сумасшедшинку. И вот вслед за дурдомом сорокинских «Щей» - новая «юго-западная» работа и даже новый автор – Олег Шишкин. «Анна Каренина-2» - это сиквел, вариация на получившую известность тему. В коммерческом кино это обычно экшн или ужастик, что-то вроде «Кошмара на улице Вязов-4». А тут вариация по Толстому. Автор заявляет: «Паровоз и телеграф изменили мир XIX века в течение суток… Интуитивно ситуацию уловил Толстой и создал «Анну Каренину», произведение не только о трагической любви, но и о новой морали, порожденной паровозами и телеграфом».
Телеграфа в спектакле, правда, нет, зато локомотив – шипящее, гудящее, лязгающее металлом чудище, ослепляющее зрителей пучками болезненно яркого света – одна из доминант представления. С паровоза все начинается, знакомством с технической новинкой «синема» - герои смотрят ленту братьев Люмьер «Прибытие поезда» - заканчивается. Второй навязчивый мотив – инвалидные коляски. Герои то медленно катят на них, то стремительно, по-лихачески несутся, с трудом увертываясь друг от друга.
Поскольку в толстовском романе нет слов «Анна Каренина умерла», Шишкин решил, что она жива, но искалечена (Тамара Кудряшова) – после операции Анна лишается ноги, руки и глаза. Однако благородный Алексей Александрович Каренин (Алексей Ванин) не только не бросает жену-инвалида (в то время как циничные друзья советуют ее вообще поскорее уморить!), а заказывает ей протезы лучших европейских фирм – и вот Анна Аркадьевна уже двигается, ходит и даже кокетничает; супруги, например, посещают цирк, где демонстрируется необычный экспонат – бородатая женщина. Похоже складывается и судьба графа Вронского (Евгений Сергеев) – после трагедии Анны он идет добровольцем на русско-турецкую войну и получает тяжелое ранение, превращающее его в неподвижного инвалида.
Третий важный элемент постановки – музыкальный. Лейтмотивом становится сентиментальная мелодия вальса «На сопках Маньчжурии», звучащая то наивно, то трагично, то мечтательно. Большинство остальных персонажей мало похожи на живых людей – это не то тени, не то движущиеся манекены. Впрочем, они и страдают, и любят. Константин Левин (Сергей Неудачин) влюбляется в калеку Анну («Дай я расцелую твои шрамы!»).
В этом жестоком «фэнтези» все на достойном уровне – актерская работа (стоит особо отметить Владимира Борисова: он и хирург, и графиня Вронская, и Мария Нордстон); потрясающий свет (художник по свету – А.Коротков); музыкально-иллюстративный ряд (А.Лопухов); костюмы (И.Бочоришвили). Наиболее слабой составляющей стоит признать текст автора пьесы – Олега Шишкина. Все-таки на парадоксе и скандале далеко не уедешь. Лет пятнадцать назад «Анна Каренина-2» еще могла бы поразить, но сегодня порог болевого восприятия зрителя сильно понизился. Аудитория по ходу пьесы постоянно хихикает, хотя Шишкин специально предупреждает: «Автор не ставил перед собой задачу смешить публику».