Валерий Белякович любит устраивать творческие вечера вне своего родного Театра на Юго-Западе. Оно и понятно, мастер выходит в роли актера к зрителям все реже и реже, а потому единичные встречи становятся настоящим событием.Таким, например, стал творческий вечер в Центре им. Мейерхольда, где многие открыли для себя актера Беляковича, а некоторые открывали для себя заново. Живой монолог, откровенный разговор, даже исповедь, и, конечно, юмор, который на "Юго-Западе" отличается своей особой природой, он - и в рассказах режиссера, и в спектаклях, он живет в самих актерах... Те, кто хоть раз бывал на спектаклях этого театра, согласятся со мной в одном: "Юго-Запад" многогранен. Но на этом вечере Валерий Белякович говорил мало, он предоставлял это право своим актерам, лучшим ученикам - Карине Дымонт, Алексею Матошину и Олегу Леушину. 30 марта в Доме Актера состоялся их сольный вечер.
У каждого из них такой послужной список, о котором может только мечтать любой артист. Карина Дымонт играет в Театре на Юго-Западе главные роли аж со 2-го курса института! Именно в это время в 1992 году Валерий Белякович пригласил молодую ученицу на роль Джульетты в свой новый спектакль по Шекспиру. Затем были трогательная Офелия, Нина Заречная, Ирина из "Трех сестер", Полли Пичем, удивительная Гелла из "Мастера и Маргариты" и другие роли. С тех пор Карина Дымонт стала визитной карточкой театра, образцом женского идеала в понимании "Юго-Запада". Ее героини и смешные, и отчаянные, в голове - то радость, то надрыв, на лице - то улыбка, то слезы. Ей подвластны любые трансформации. Сейчас она перешла, что называется, на "возрастные" роли. В том же спектакле "Мастер и Маргарита" они играет возлюбленную героя Маргариту (хотя этой актрисе поразительно удается скрывать свой возраст). Алексей Матошин также начал с яркого старта, его первой ролью была роль Ромео. Сейчас в его списке Макбет, Костя Треплев, Кочкарев, Мэкки-Нож и сам Влад Дракула. Отличительной особенностью этого артиста является его пластика. Когда он только начинал свой путь в театре, Валерий Белякович буквально в каждой постановке использовал этот талант Матошина. И каждый спектакль с его участием обязательно разбавлял пластическими этюдами актера. Совсем другое дело Олег Леушин, который долгое время занимал место героев второго плана - таким был Фагот, Пэк из "Сна в летнюю ночь", образец благородства и чести, верный друг Ромео красавец Меркуцио, Горацио. Но роль, которая сделала его по-настоящему знаменитой - Калигула, мучимый и безжалостный, притягательный и умный, коварный и одновременно жалкий правитель, раздираемый внутренними противоречиями. И при всем при этом зритель не осуждал его, а понимал и оправдывал. Это не просто бенефис Леушина, как, скажем, было со спектаклем Андрея Житинкина, где в роли Калигулы выступал Даниил Страхов; в Театре на Юго-Западе зритель никогда не остается безучастным, а актер заставляет либо ненавидеть своего героя, либо любить. Олег Леушин полностью справился с нишей героев второго плана. Как правило, это блеклые образы, лишь помогающие лучше понять главного героя. Сегодня Олег Леушин - настоящая звезда, в театре он перешел на главные роли и активно снимается в кино.
На вечере актеры исполнили свои монологи из спектаклей и сыграли несколько сцен. Сам Валерий Белякович не выступал, ему досталась роль конферансье. Не могли не вспомнить о Японии - театр давно успешно гастролирует по Стране восходящего солнца, и произошедшая трагедия для него не чужая.
Вечер открыли Алексей и Олег, диалогом Говорковой и Топокровой из недавней премьеры театра "Фотоаппараты". Продолжили сценами из "Чайки", где Олег Леушин играет Тригорина, Карина - Заречную, а Матошин - Треплева. Одним из интересных дуэтов был дуэт Ромео и Джульетты, - как обозначил их режиссер, "воспоминания о роли". Их актеры уже давно не играют, роли перешли к совсем молодым артистам, но начинали свой актерский путь Матошин и Дымонт с шекспировских героев. Интересен дуэт был тем, что актеры вели какой-то свой внутренний диалог, который поймет лишь посвященный в историю "Юго-Запада" и, безусловно, Валерий Белякович, задумывая "воспоминания", делал ставку на это. Повеселила публику сцена из "Женитьбы" - постановки, с которой все начиналось. Тогда только роль Подколесина исполнял сам Валерий Белякович, а Кочкарева - Виктор Авилов. Сегодня - Олег Леушин и Алексей Матошин. Кульминацией вечера стал любимый монолог режиссера, монолог Клавдия, разбитый на троих - Белякович, Леушин и Матошин. Сейчас эту роль играет Олег Леушин, до него - Алексей Матошин, а в прошлом - Валерий Белякович. Эта роль была и остается его любимой, на каждом вечере он читает монолог Клавдия. Режиссером придуман интересный ход. Не удивлюсь, если в следующей редакции "Гамлета" Валерйи Белякович вставит сцену именно в таком варианте, который был представлен на вечере. Один Клавдий, умудренный опытом, уже прошедший все страдания, но так и не избавившийся от них и не прощенный ангелами, к которым взывает. Он научился жить с этим. Другой - Матошин - еще спесивый, эмоциональный и уверенный в своей правоте, а третий - Леушин - как раз находится между ними, сомневающийся. Уже не такой уверенный, но еще и не падший ангел, как первый.
В каждом монологе актеры делали акцент на тех фразах, которые для каждого возраста были знаковыми. В первом случае, "Когда бы кровью брата был весь покрыт я, разве и тогда омыть не в силах небо эти руки?", во-втором - "За что прощать того, кто тверд в грехе?", в последнем - "Мы должны на очной ставке с прошлым держать ответ. Так что же? Как мне быть?"
Закончился вечер шуточной сценкой из "Гамлета" и нескончаемыми аплодисментами. Вся прелесть камерных вечеров, - а это быд именно камерный вечер, - в том, что артисты выступают не на своей площадке. Они и чувствуют и существуют в пространстве по-иному. Актеры даже кажутся чуточку беззащитными на новом месте, но и от этого образа кажутся еще более живыми, а привычные монологи приобретают более индивидуальный характер. Валерий Белякович вывел в свет своих подопечных, и успех этой встречи говорит только об одном - "Юго-Запад" продолжает свой путь, пусть нелегкий и не всем заметный, но свой. Он развивается, а значит - живет. И это самое главное для театрального организма.