35-летие Театра на Юго-Западе праздновалось на сцене Театра им. К.С.Станисвского, художественным руководителем которого теперь является Валерий Белякович, но его имя, как основателя, будет всегда неотрывно от "Юго-Запада". Юбилей этот отмечался с размахом, ценители "юго-западного" направления и почитатели самого Беляковича штурмовали театр; телекамеры, журналисты, гости, море цветов, возбужденные зрители, не помещавшиеся в зале, - не есть ли это лучшее доказательство истинного успеха?
Белякович в присущей ему шутливо-свойской манере, облаченный в свою фирменную "рабочую униформу" - футболку и джинсы, - по обыкновению, сам вел церемонию тожества, срежиссированного лично им. И хроника жизни театра, следуя его же постановочной традиции, чередовалась с авторскими воспоминаниями и исповедями - о себе и своей жизни в искусстве. (Наиболее полно этот жанр представлен в "юго-западном" цикле Беляковича "Моно-1", "Моно-2", "Моно-3"). Он вспоминал о легендарном рождении своего театра в тринадцатиметровой комнате на чердаке Востряковской библиотеки и о тех людях, вместе с которыми все это начиналось, о своем брате Сергее Беляковиче, Викторе Авилове и других единомышленниках, теперь вошедших в историю "Юго-Запада". Рассказывал об отце и матери и о школьном детстве, перетекающем в театральную юность. (Знаменательный этап его биографии в Театре юных москвичей Дворца пионеров на Ленинских горах давно уже стал фактом биографии Ленгор). Вышедший для приветствия артист Владимир Коренев назвал театр Беляковича "театром мальчишеской мечты, воплощенным рукой опытного мастера".
Меж тем бурная энергетика "Юго-Запада" затопляла сцену и зал фирменными сполохами огней, клубами дыма и яростной игрой этой неистовой труппы. Перформансы, сделанные из лучших репертуарных спектаклей (а в репертуаре на сегодня около сорока названий), неслись на сцене лихим аллюром, превращая представление театра в одну нескончаемую остроумную пародию. Собственно, сам Белякович - признанный мастер пародии, гротеска, сатиры и фарса, шутовства и трюкачества. Его вечное тяготение к дурачествам и легкомыслию в самых серьезных вещах породили сатиру и фарс как ведущие жанры его сцены. Веселое шутовство и канальство тут в обязательном составе всего и вся - что клонит критиков к упоминанию цирка, балагана и скоморошества, олицетворяющих чисто русский архетип зрелища.
Здешняя труппа, всегда славившаяся колоритностью типажей и фактуры, за последние годы пополнившаяся талантливыми актерами из других городов, а также учениками Беляковича из РАТИ, выглядит сегодня необычайно зрело. Связь поколений (а здесь играет уже второе поколение "юго-западных" звезд - дочь Виктора Авилова Ольга, сын Сергея Беляковича Михаил, дочь Ольги Ивановой Алина) обеспечивает сохранение традиций и долгожительство спектаклей, роли в которых переходят к новым актерам, вливающим в них свежую кровь. Гамлета, которого когда-то играл Виктор Авилов, покоривший Эдинбург, теперь играет великолепный Максим Лакомкин, Макбета и Леди Макбет, сменив Валерия Афанасьева и Ирину Бочоришвили, играют Алексей Матошин и Ольга Авилова. И тот и другой спектакль внесли свои звучные аккорды в юбилейную церемонию. Вспомнили и еще знаменитого долгожителя - "Женитьбу" с умопомрачительным Александром Горшковым в роли Агафьи Тихоновны, толстяком и комиком здешней труппы. В "Ромео и Джульетте" главных героев, которых мы лицезрели в тот вечер, играют теперь юные Антон Белов и Вероника Саркисова вместо любимых нами когда-то Анатолия Иванова и Карины Дымонт - начинавших жизнь этого спектакля в начале 90-х. "Ромео и Джульетту", как и "На дне"Белякович ставил неоднократно в разных городах и странах - в Америке, Японии, Корее, Нижнем Новгороде, Пензе и Москве (МХАТ им. Горького).
А в знаменитом "Мастере и Маргарите", поставленном в 1993 году на Павла Куликова и Ирину Подкопаеву в роли Мастера и его музы, вышли на сцену Евгений Бакалов и Карина Дымонт. Воланда же сначала играл Виктор Авилов, потом стал играть сам Белякович. Теперь роль перешла к Олегу Леушину, которому на наших глазах предыдущий Воланд символично передал свою трость. И оба они удалились в глубину сцены, два Воланда и два худрука "Юго-Запада" - прежний и нынешний. Так что преемственность поколений осуществилась и в режиссуре.
Валерий Афанасьев долго играл в спектакле Понтия Пилата, и теперь, перейдя в Театр им. К.С. Станиславского, вновь встретился здесь с Беляковичем. Афанасьев на юбилее пел под гитару песни собственного сочинения, посвященные "Юго-Западу" и своей юности. Из ни мы узнали, что он, как и Белякович, парнишка с московской окраины, с улицы Нагорной - и вот покоривший теперь улицу Тверскую.
Сыграны были в тот вечер и "Трактирщица", блеснув дуэтом Олега Леушина и Карины Дымонт, и многолетний хит "Собаки", и конечно же "Dostoevsky-Trip", и новоявленная "Баба Шанель" (предсказавшая появление "Бурановских бабушек"), где худрука старушечьего хора играет феерический Денис Нагретдинов, учившийся у Беляковича в РАТИ.
Особой строкой шли "эксклюзивы Юго-Запада", поставленные по собственным инсценировкам Беляковича, - "Дракула" по роману Б. Стокера, "Комната Джованни" по роману Дж. Болдуина и "Куклы" по роману Х. Грау. Признанные хиты последних лет, на которые до сих пор не достать билеты.
И последние вещицы, также эксклюзивные, поволновали публику на юбилее - "Фотоаппараты" и "Аккордеоны", поставленные диптихом в честь 60-летия Беляковича и проникнутые невероятной экзистенциальной жаждой жизни. В "Фотоаппаратах" по пьесе П. Гладилина - жизнь зачатых, но еще не родившихся существ, воюющих за свое право на бытие, своеобразная "жизнь до жизни". Автор же "Аккордеонов" - сам Белякович. Со сцены он рассказал нам, что в детстве сам учился играть на этом дорогом в те времена инструменте, который купила ему мать. А потом ему захотелось сделать про аккордеоны спектакль. Он заставил своих актеров освоить технику игры на аккордеоне, а потом вывел на сцену уникальную банду, приводящую всех в состояние эйфории. Девять молодых красавцев исполняли бесконечный каскад всевозможных музыкальных номеров, перенося нас в параллельную реальность, где человек являет единое целое со своим музыкальным инструментом, живя с ним одной жизнью, а эта жизнь и есть весь мир. Тут никаких текстов - лишь музыка и неутомимый, яростный балет мужских фигур. Мужчины и аккордеоны. Они танцуют, летают по сцене, кувыркаются и куролесят, увлекая нас своей мужской удалью и пластическим мастерством. Их шабаш, полный отчаянного и безумного мужского веселья, напоминал некий гимн, некое запредельное жизненное ликование, походящее на бесконечный и яростный любовный акт.
В финале вечера вручались премии, учрежденные самим Театром на Юго-Западе: премия имени Виктора Авилова "Корона шута" и премия "Алмазный фонд Юго-Запада". Отметили и людей, распространяющих по России "юго-западное влияние" - таких как корифеи этой сцены Анатолий Иванов и Вячеслав Гришечкин, создавших теперь свой театр в городе Волжске.