Перед началом спектакля режиссер выходит к зрителям и предупреждает их, что если по ходу действия кого-нибудь стошнит, пусть он тихо выйдет из зала: обиды не будет.
Ожидаемой тошноты я не испытываю. Мата вовсе не так много (куда меньше, чем в волоховских «Жмуриках»). Заголения и вовсе нет: бомжи почти поголовно остаются в своей рванине. Есть наркота: ломка, игла, дозы… Но поскольку дозы обозначаются именами писателей, возникает даже игра, в стиле буриме: «Горький хиловат, сяду на Томаса Манна».
Как и всегда у Владимира Сорокина, все тайно выстроено по канонам социалистического реализма: ждешь, что в финале появится врач, который вылечит бедолаг, или парторг, который перевоспитает, или, на худой конец, чекист, который перестреляет неподдающихся. Однако в просветляющей роли оказывается Достоевский, именем которого названа принятая бомжами доза: прикольные психи разыгрывают сцены из «Идиота». Один француз, помнится, уже переносил в психушку якобинский сюжет; там ко всему подмешивалась еще и политика, у нас же все остается в пределах спиритуального экстаза (спектакль называется «Dostoevsky-trip», последнее слово можно перевести как «странствие» и как «спотыкач»).
Сообразно канонам, дело увенчивают светлые прощальные монологи бомжей (от дозы они все-таки помрут); в этих монологах много словесной спермы и виртуального кала, но театральная реальность ведь к словам не сводится. Сценическая мощь Театра «На Юго-Западе» компенсирует текстуальную чернуху: постановка аскетична и патетична; актеры горюют о своих героях и виртуально манипулируют с бочками, единственным здесь реквизитом; Валерий Белякович уверенно извлекает урок чистого человеколюбия из-под фирменной сорокинской грязи.
Хотя и предупреждает зрителей честно о рискованности эксперимента.