Давно не посещая Театр на Юго-Западе, я была рада, что мое возвращение состоялось именно на этом спектакле. Итак, первая премьера этого сезона в Ю-З: «Портрет Дориана Грея». Режиссура, сценография и (что особенно важно в данной постановке) текст Олега Леушина, актера, а ныне и художественного руководителя театра.
Возвращаться – всегда томительно. Что изменилось, что осталось прежним? Получается ли сохранять ту атмосферу, тот стиль, которые были присущи Юго-Западу при Валерии Беляковиче, основателе и руководителе театра? Прежде чем рассказывать о самом спектакле, замечу: Юго-Запад жив. Все новое, что появилось в нем, прекрасно вписывается в прежнюю атмосферу, а значит – сохранность театра гарантирована.
Легкий, изящный текст романа Оскара Уайльда давно разошелся на афоризмы, а циничная жизненная философия сэра Генри до сих пор является предметом размышлений и, чего уж скрывать, соблазна. Неудивительно, что театр на афише вывешивает предупреждение: 18+. Следует сразу же сказать тем, кто срочно побежал покупать билеты, надеясь на скандал и откровенные сцены: не дождетесь. Не выходя за рамки хорошего вкуса, режиссер решает все сцены соблазнений, отношений и т.д. с помощью пластики (прекрасная работа хореографа-постановщика Сергея Захарина). Пластическим сценам отведено довольно много времени в спектакле. Леди и джентльмены, посетители притона или мистические фигуры на портрете – у всех свой характер и музыкальная тема. Актеры и актрисы, следуя свойственной Юго-Западу манере, мгновенно переходят из одного образа в другой, чем делают эпизодические роли не фоном или дополнением, а полноценными участниками спектакля.
Олег Леушин создал самостоятельное драматическое произведение, роман Уайльда лишь взят за основу. При этом произведение приобрело новые оттенки, но сохранило философскую составляющую и фразы, достойные стать афоризмами. Прежде всего, в действии появляются два новых героя – Белое (Олег Леушин) и Черное (Фарид Тагиев). Открыв дискуссию о том, что есть человек: венец творения или жертва обстоятельств, персонажи заключают пари: создают совершенное творение и бросают его в хаос людской жизни. Что его ждет, по какому пути он двинется? Появляется Дориан Грей из толпы людей, и для меня подобное появление стало знаком того, что он одинаково и дитя человеческого мира, и творение черных и белых сил. А значит, все слабости, все сомнения людские где-то в глубине этой прекрасной души уже заложены.
С самого начала возникает ощущение несправедливости: Черное легко перевоплощается в Лорда Генри, чтобы активно пропагандировать свое мировоззрение и медленно, но верно уводить Дориана на темную сторону. Белое же скромно присядет в уголочке и будет вместе со зрителями наблюдать за всем, что происходит. Несколько раз на протяжении спектакля хочется воскликнуть: «Ну почему бездействие?! Можно же вот сейчас, сейчас руку протянуть! Поддержать, направить, спасти, наконец!» И ведь читала роман, знаю, чем все окончится, но почему-то ощущение, что все поправимо, не оставляет до конца постановки. Отдельное спасибо артистам за это чувство.
Спектакль будто смещает точку сборки внутри: вроде бы отслеживаешь у себя какие-то нормальные, адекватные реакции на то, что происходит на сцене, а потом одергиваешь – нет, не надо так… Вот прелестная актриса Сибилла Вэйн (Алина Иванова) увидев среди публики своего «Прекрасного Принца» Дориана от волнения забывает текст, теряет образ (а в театре-то дают «Фауста»…) и выглядит довольно нелепо. И зрительный зал, смеется и улыбается. Словно отзеркаливает реакцию лондонской публики: ухмылки дам, прищуры джентльменов… Да, это смешно и весело, и более того: надо было вписать пару-тройку подобных игривых моментов, чтобы разрядить напряженную обстановку. Такие же улыбки вызывает и незадачливый жених лорд Эштон (Антон Белов), невесту которого Элизабет (Ольга Авилова) Дориан соблазняет на приеме в честь помолвки, так же слышатся смешки в зале, когда на сцене показывается совершенно обезумевший от происходящего с другом Бэзил (Сергей Бородинов). А в какой-то момент ловишь себя на мысли, что ты смеешься над положительными персонажами, пусть не полностью светлыми, но все-таки. Поневоле задашься вопросом: а на чьей стороне ты сам?..
В роли Дориана Грея – молодой актер Театра на Юго-Западе Михаил Грищенко. При наличии довольно большого послужного списка «Портрет» стал первым спектаклем, в котором роль у него не просто главная, но и с наиболее глубоким драматическим наполнением. Видимо, этим объясняется некоторая неуверенность артиста. Но в этой роли она, скорее, на пользу образу: Дориан до своего первого греха получается наивным, хрупким, словно парящим в воздухе. Его открытость чужому влиянию – это как поиск себя, желание обрести твердую почву под ногами. В образе Дориана спустя двадцать лет эта неуверенность дает совсем иную краску: здесь, казалось бы, все понятно с цинизмом, распутством, и уже кажется, что пари выигрывает Черное… Но в какой-то момент поворот головы, чуть скованное движение, чуть иные глаза – и понимаешь, что Белое не просто так сидит рядом. Оно просто себе не афиширует, но находится здесь постоянно. Поэтому одной из сильнейших сцен для меня стало объяснение Дориана с Бэзилом. Сцена выстроена на контрастах – начинается вроде бы с очередного смешка, а заканчивается затаенным дыханием над телом друга. Но еще в середине этого разговора не думаешь о настолько трагическом исходе и где-то теплится надежда на возможное спасение души.
В действие вводится еще один потусторонний персонаж – некая Анджела (Любовь Ярлыкова). Нежная, как Любовь, милосердная, как Смерть, эта героиня появляется в тот момент, когда Дориан доходит до самого дна своего существования. И то ли от ее спокойной улыбки, то ли от усталости он ненадолго расслабляется, размякает в ее руках и позволяет себе опять стать наивным мальчиком. «Во всем виноват портрет! Необходимо его уничтожить!» - жестоко и трогательно, и так по-детски... Прекрасный и бесконечно юный – настоящий венец творения, но по слабости ставший жертвой обстоятельств, он уравнивает собой обе версии, пари заканчивается ничьей, а Дориан становится очередной жертвой творения.
Сколько подобных пари заключалось, сколько будет заключено в будущем, в пользу кого играет каждый из нас? Спектакль тактично не отвечает на эти вопросы, оставляя за зрителем свободу выбора. В финале Черное лукаво предложит еще одно пари, а Белое обратится за ответом в зрительный зал, где публика радостно выкликнет «Да!» Ну что ж… Еще одно пари – еще один шанс человечеству.
Оригинал статьи здесь