Что нового можно еще рассказать о вампирах после многочисленных экранизаций на тему злодеяния этой коварной нечисти? Однако в Театре на Юго-Западе к истории графа Дракулы и его жертв решили подойти с другой стороны, задав сакраментальный вопрос: "Кто виноват?". Ответ же на него дал один из пострадавших с характерными кровавыми отметинами на шее, заявив, что "это жизнь взяла его за горло"...
Так и самого графа Дракулу когда-то взяла за горло жизнь и сделала тем, кем он стал. В спектакле Валерия Беляковича, созданном по мотивам романа Брэма Стокера, Влад Цепеш, он же Дракула (А.Матошин), - жертва жизненной несправедливости и человеческого коварства. Самоубийство любимой жены Елизаветы, получившей ложное известие о гибели мужа, превратило графа в мстителя, обреченного на одиночество и тщетные поиски утраченной любви. И когда он наконец находит свою возлюбленную, вновь явившуюся на землю в облике Вильгельмины (К.Дымонт), то все его действия сводятся лишь к одному - вернуть отнятое. Да и в самой Вильгельмине словно просыпается любящая и преданная Елизавета, добровольно жаждущая уйти с графом в свою прошлую недожитую жизнь. Так кровавый триллер оборачивается мистической мелодрамой, а история злодейского убийства превращается в рассказ о жестоко разрушенной и вновь обретенной любви.
Красивая сказка требует и соответствующего антуража. В небольшом сценическом пространстве театра, издавна предпочитающего аскетизм и лаконичность сценографических решений, спектакль выглядит неожиданно красивым и даже изысканным. В переменчивых сиренево-красных лучах света под музыку Дж.Верди и Ж.Бизе кружатся дамы в пышных серебристо-белых платьях и мужчины в смокингах и бабочках, то и дело отражаясь в таинственно поблескивающих зеркалах. Однако во всем этом празднично-торжественном блеске есть и скрытая тревога. Подходя к зеркалам, люди словно хотят удостовериться в том, что они еще не утратили свой человеческий облик, ведь у вампиров отражений нет. Опасения же отнюдь не случайны. В мире, где "жизнь становится все дороже, а человек - дешевле", многих все больше соблазняет уход в какое-то иное измерение, даже если цена этого ухода - жизнь за счет чужих жизней.
В спектакле, выстроенном в философски-притчевой манере, нет ни откровенно жестоких сцен, ни кровавого натурализма. Пластическое решение "страшных" эпизодов также выглядит достаточно красиво и остраненно-метафорично. К тому же никого из персонажей насильно не обращают в вампиров. "Вампиризм" воспринимается скорее как внутреннее стремление самого человека к бегству от реальности. Кто-то, как Люси Вестенра (Е.Шестовская), жаждет избавиться от скучной монотонности ее "красивой" жизни и окунуться в мир страстей, пусть даже кровавых. А кто-то, как Ральф Мортон Рэнфилд (А.Гришин), страдая и каясь, служит Дракуле по инерции, продолжая верить в то, что только так можно спастись в надвигающемся апокалипсисе.
Особняком стоит Джонатан Харкер (М.Белякович) - вполне "земной" жених Вильгельмины Мюррей. Этого простодушного, азартного и непосредственного увальня не собьют с толку ни увлекательные проекты графа Дракулы, ни зазывно-эротические игры жриц кровавых мистерий. Только вот невесту свою ему удержать не удастся, так же как и преданно любящему Артуру Холмвуду (Д.Шалаев) не удастся удержать Люси.
Надо сказать, что долгие пересказы уже свершившихся событий и подробные жизнеописания графа Дракулы не идут на пользу и самому спектаклю, так же как и неоднократно повторяющиеся "научно-публицистические" сообщения о том, кто такие вампиры и как с ними бороться.
Зато вопросы, поставленные в нем, настолько же четки и конкретны, насколько вечны. И если с тем, "кто виноват?", можно сказать, почти разобрались, то вопрос "что делать?" не решить простым забиванием деревянного кола в сердце вампира.