Елена Пономарева • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША, октябрь 2019 (№10) • 01.10.2019

"Зойкина квартира", Игра навылет

Главная / Пресса / Сезон 43

Актер и режиссер Театра на Юго-Западе Олег Анищенко поставил «Зойкину квартиру», сыграв в спектакле две диаметрально противоположные роли – хозяина жизни чиновника Гусь-Ремонтного и китайца-авантюриста Газолина. И хотя у Анищенко два высших образования (актерское и режиссерское), он прежде всего ученик Валерия Беляковича. Поэтому его спектакль отличают стремительный ритм действия, мощная энергетика актеров, игра света и дым.

20-е годы прошлого века (время действия по Булгакову) напоминают в спектакле лихие 1990-е. Китайцы-эмигранты, прикрываясь стиркой белья, продают кокаин. По улицам бродят торговцы, расхваливая свой товар, недавние аристократки готовы продать себя ради красивой жизни, человека с пачкой денег в руках могут зарезать, как кролика.

Как выжить среди этого сумбура женщине, которая может положиться только на себя? В начале спектакля хрупкая Зоя Денисовна (Карина Дымонт), задумчиво наблюдающая за уличной суетой, кажется совершенно беззащитной. Но ее беспомощность обманчива: героиня затеяла опасную игру, чтобы заработать денег и вместе с любимым Павликом (Павел Александрович Обольянинов – граф, способный вызвать обидчика на дуэль и чудом уцелевший) уехать в Париж. Открыта пошивочная мастерская, которая днем служит «окном в Париж» для жен партийных боссов, мечтающих о нарядах от кутюр (их виртуозно и с юмором играют актеры-мужчины), а ночью – дверью в буржуазную жизнь с роскошью и развратом. У Зои Денисовны отличный деловой партнер – профессиональный игрок и пройдоха Александр Аметистов (Фарид Тагиев), который управляет ателье, угождая клиентам.

Участники игры обманывают и обманываются. Ради Обольянинова Зоя Денисовна ловко дает взятки председателю домкома и вытягивает деньги и из клиентов, не догадываясь, что графу нужна не она, а очередная доза кокаина. Всесильный Гусь-Ремонтный (Олег Анищенко) сражен любовью к Алле Вадимовне (Зарина Бахтиева). Уверенный, что купит все, что угодно, даже любовь, он собирается на ней жениться, но, встречая ее ночью в ателье, где Алла решила поработать модельщицей, слышит от нее на прощанье: «Сдохну, но уеду!»

В финале, когда в разгар вечеринки в квартиру нагрянут чекисты, ее двери захлопнутся – и все окажутся в ловушке. И фраза Обольянинова «к смокингу ни в каком случае нельзя надевать желтые ботинки» не будет, как у Булгакова, предпоследней: режиссер придумал совсем другой финал.

Оригинал статьи можно прочитать здесь

Елена Пономарева • журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША, октябрь 2019 (№10) • 01.10.2019