Щи (1999-2013)
Владимир Сорокин
Щи (1999-2013)
Владимир Сорокин
Режиссер спектакля Валерий Белякович в настоящее время увлечён Сорокиным, считает, что его пьесы не только злободневны, но и философичны. А «Щи», на взгляд Беляковича, глубоко национальная вещь, «даже националист не смог бы написать более выразительно». В ней не только поймана самая суть российского характера, когда «запрети готовить щи, и появятся повара в законе», но есть обращение к своим корням, попытка обрести себя в культурном пространстве прошлого».
Наталья Бондаренко (Газета «Москвичка», № 11, 1999)
«Концептуальный Сорокин ищет запрещённое, чтобы затем преодолевать. Но где его, запрещённое, сегодня найдешь. Сорокин всё же находит - запрет смешной, необязательный, актуальный разве что накануне Пасхи. Театру, что резонно, до литературных задач Сорокина мало дела. В режиссёра В. Беляковича пьеса вселила апокалиптическое настроение (что не мешает ему повеселиться): он рифмует замороженный продукт с национальными традициями, его «Щи» - это модель мира, в котором старые добрые традиции будут храниться нелегально»
(«Афиша», 2-1999, стр. 51)
«Какая замечательная премьерша Галина Галкина, она же Чесночная Подливка, — пластичная, острая, безудержная, просто какой-то Белякович (Сергей) в юбке! Сам маэстро, как всегда, держит зал, не отпуская. Его Рысь на Вертеле и Рассольник Валерия Афанасьева — два главных по сюжету интригана, один в жанре патетики, другой — русского надрыва, доводят зрителя до состояния, когда от смеха сводит скулы. А какая роскошно-сексуальная бандерша Кровяная Колбаса (Наталья Сивилькаева)!»
Галина Облезова («Вечерний клуб», 10.04.1999)
Если анекдот, который можно было бы записать в один абзац, растянуть до размеров пьесы, то получится драматургия Сорокина. Есть ли там философия? Хороший анекдот всегда с философским уклоном. Это, разумеется, на мой вкус. А спектакль Беляковича — это не Сорокин, это скорее «Играем в Сорокина». Во время репетиций «Щей» в театре висело объявление: «Театр примет в дар ненужные вам меховые изделия». Зрители несли на Юго-Запад свои шапки и шубы, а потом ходили смотреть, как они смотрятся на сцене. Актеры надели на себя эти разнокалиберные меха и веселились как дети, зрители от них не отставали. Было смешно, азартно, увлекательно, весело — как в детстве. Нецензурная брань со сцены воспринималась как в подростковом возрасте, хихикали будто в первый раз эти слова услышали.
Из интервью с Александром Наумовым (2012 год):
— Вопрос из интернета. Что для тебя спектакль «Щи»?
«Шутка, ода радости жизни, или просто что-то непонятное, но занятное»?
— Это сказка. Для меня это как «Емелино счастье». Герой то к Бабе Яге пойдёт, то к Змею Горынычу. Случается, его обманывают. Самое сложное при работе над «Щами» было ругаться матом со сцены. Сейчас мы нашли, как мне кажется, верный тон. Но найти его было сложно. Особенно было сложно произносить слово «**аться». Проверяли по реакции женщин. Женский смех тут был самым точным камертоном.
Наталья Бондаренко (Газета «Москвичка», № 11, 1999)
«Концептуальный Сорокин ищет запрещённое, чтобы затем преодолевать. Но где его, запрещённое, сегодня найдешь. Сорокин всё же находит - запрет смешной, необязательный, актуальный разве что накануне Пасхи. Театру, что резонно, до литературных задач Сорокина мало дела. В режиссёра В. Беляковича пьеса вселила апокалиптическое настроение (что не мешает ему повеселиться): он рифмует замороженный продукт с национальными традициями, его «Щи» - это модель мира, в котором старые добрые традиции будут храниться нелегально»
(«Афиша», 2-1999, стр. 51)
«Какая замечательная премьерша Галина Галкина, она же Чесночная Подливка, — пластичная, острая, безудержная, просто какой-то Белякович (Сергей) в юбке! Сам маэстро, как всегда, держит зал, не отпуская. Его Рысь на Вертеле и Рассольник Валерия Афанасьева — два главных по сюжету интригана, один в жанре патетики, другой — русского надрыва, доводят зрителя до состояния, когда от смеха сводит скулы. А какая роскошно-сексуальная бандерша Кровяная Колбаса (Наталья Сивилькаева)!»
Галина Облезова («Вечерний клуб», 10.04.1999)
Если анекдот, который можно было бы записать в один абзац, растянуть до размеров пьесы, то получится драматургия Сорокина. Есть ли там философия? Хороший анекдот всегда с философским уклоном. Это, разумеется, на мой вкус. А спектакль Беляковича — это не Сорокин, это скорее «Играем в Сорокина». Во время репетиций «Щей» в театре висело объявление: «Театр примет в дар ненужные вам меховые изделия». Зрители несли на Юго-Запад свои шапки и шубы, а потом ходили смотреть, как они смотрятся на сцене. Актеры надели на себя эти разнокалиберные меха и веселились как дети, зрители от них не отставали. Было смешно, азартно, увлекательно, весело — как в детстве. Нецензурная брань со сцены воспринималась как в подростковом возрасте, хихикали будто в первый раз эти слова услышали.
Из интервью с Александром Наумовым (2012 год):
— Вопрос из интернета. Что для тебя спектакль «Щи»?
«Шутка, ода радости жизни, или просто что-то непонятное, но занятное»?
— Это сказка. Для меня это как «Емелино счастье». Герой то к Бабе Яге пойдёт, то к Змею Горынычу. Случается, его обманывают. Самое сложное при работе над «Щами» было ругаться матом со сцены. Сейчас мы нашли, как мне кажется, верный тон. Но найти его было сложно. Особенно было сложно произносить слово «**аться». Проверяли по реакции женщин. Женский смех тут был самым точным камертоном.
-
Действующие лица
- Повар в законе БОРЩ МОСКОВСКИЙ — Наумов Александр Николаевич
- Сибирский шеф-повар в законе РЫСЬ НА ВЕРТЕЛЕ — Белякович Михаил Сергеевич, Афанасьев Валерий Алексеевич, Белякович Сергей Романович
- Питерский повар в законе БАРАНЬЯ КОТЛЕТА — Бакалов Евгений Васильевич, Докин Михаил Анатольевич, Иванов Анатолий Николаевич
- Шеф-повар в законе РАССОЛЬНИК — Курочкин Константин Михайлович, Докин Михаил Анатольевич, Афанасьев Валерий Алексеевич
- Повар в законе ЦАРСКАЯ УХА — Бородинов Сергей Иванович, Борисов Виктор Алексеевич
- Повар ПОРОСЕНОК С ХРЕНОМ — Астапенко Дмитрий Викторович, Горшков Александр Вячеславович, Коппалов Владимир Петрович
- Повариха в законе КРОВЯНАЯ КОЛБАСА — Сушина Ирина Игоревна, Сивилькаева Наталия Юрьевна
- Подавальщица ЧЕСНОЧНАЯ ПОДЛИВКА — Авилова Ольга Викторовна, Галкина Галина Анатольевна
- Повар ЭСКАЛОП ВОРОНЕЖСКИЙ — Белякович Михаил Сергеевич, Афанасьев Валерий Алексеевич, Белякович Сергей Романович
- Повар СУДАК ПО-ПОЛЬСКИ — Курочкин Константин Михайлович, Докин Михаил Анатольевич, Афанасьев Валерий Алексеевич
- Поваренок РЯБЧИК В СМЕТАНЕ — Санников Андрей Александрович, Неудачин Сергей Александрович, Лукашев Михаил
- Половой ОСЕТР ВОЛЖСКИЙ — Бакалов Евгений Васильевич, Докин Михаил Анатольевич, Иванов Анатолий Николаевич
- Половой ЛЮЛЯ-КЕБАБ — Курцеба Владимир Александрович, Медведев Сергей Борисович, Курочкин Константин Михайлович, Белякович Михаил Сергеевич, Марченко Михаил
- Посудомойка ЧЕБУРЕК ОБЫКНОВЕННЫЙ — Капитонов Алексей Александрович, Назаров Алексей Алексеевич, Шалаев Денис Александрович, Нагретдинов Денис Таллинович, Дементьев Иван Викторович, Матошин Алексей Александрович, Анищенко Олег Николаевич
- Подавальщик ПЕЛЬМЕНЬ БОГАТЫРСКИЙ — Грищенко Михаил Николаевич, Кириллов Игорь Анатольевич, Матошин Алексей Александрович, Анищенко Олег Николаевич, Горшков Александр Вячеславович
- Повариха МЯСНАЯ СОЛЯНКА — Чирва Жанна Владимировна, Сушина Ирина Игоревна
- Поваренок МАРЕНГО ИЗ КУР — Иванова Ольга Викторовна, Дымонт Карина Эдуардовна
- Поваренок СЕЛЕДКА ПОД ШУБОЙ — Барышева Илона Викторовна, Дымонт Карина Эдуардовна
- Поваренок КОТЛЕТА ПО-КИЕВСКИ — Дымонт Карина Эдуардовна, Персиянинова Нина Леонидовна
- Посудомойка ТЕФТЕЛЯ ЗАЯЧЬЯ — Шестовская Елена Владимировна, Дымонт Карина Эдуардовна
- Французская делегация поваров в законе — Грищенко Михаил Николаевич, Капитонов Алексей Александрович, Кириллов Игорь Анатольевич, Дементьев Иван Викторович, Медведев Сергей Борисович, Нагретдинов Денис Таллинович, Шалаев Денис Александрович, Матошин Алексей Александрович, Белякович Михаил Сергеевич, Горшков Александр Вячеславович, Анищенко Олег Николаевич
- Переводчица — Дымонт Карина Эдуардовна, Персиянинова Нина Леонидовна
- Ямщики — Курочкин Константин Михайлович, Докин Михаил Анатольевич, Афанасьев Валерий Алексеевич, Бакалов Евгений Васильевич, Докин Михаил Анатольевич, Иванов Анатолий Николаевич, Белякович Михаил Сергеевич, Афанасьев Валерий Алексеевич, Белякович Сергей Романович, Бородинов Сергей Иванович, Борисов Виктор Алексеевич, Наумов Александр Николаевич
-
Создатели спектакля
- Пстановка и сценография — Белякович Валерий Романович
- Звуковое оформление — Задохин Александр Валентинович, Лопухов Анатолий Николаевич
- Художник по свету — Климов Вячеслав Александрович
- Пошив костюмов — Бочоришвили Ирина Автандиловна
- Текст песен — Докин Михаил Анатольевич
Фотогалерея