20 сезон
1996–1997
1 августа 96-го вступает в действие указ о налогообложении «челноков» и их грузов на границах России. После нескольких недель работы в новых условиях «челноков» в России становится значительно меньше. Для рядового гражданина это означает следующее: на рынке в Дели можно было купить шерстяной свитер за 20 баксов, продать его на рынке в Москве за 40 (у челноков это называлось «отбить два конца»), теперь тот же самый свитер продаётся в магазине за 100.
Громкие новости криминального мира. Июль 96: взрыв самодельного взрывного устройства в здании железнодорожного вокзала Воронежа, взрыв пассажирского поезда в Волгограде. Август: взрыв поезда в городе Волжском, взрыв автомобиля, начиненного взрывчаткой в Махачкале. Сентябрь: захват автобуса с заложниками в аэропорту Махачкалы, террористу было выплачено 60 миллионов рублей, после чего он скрылся в Чечне. Октябрь: в аэропорту Донецка при сходе с трапа самолёта расстреляны из автоматов депутат Верховной Рады Евгений Щербань и его жена. Ноябрь: в Москве, в подземном переходе у Киевского вокзала неизвестным расстрелян из автомата в упор один из совладельцев гостиницы «Рэдисон-Славянская» американский бизнесмен Пол Эдвард Тейтум. Взрыв в тамбуре пригородного электропоезда Фрязево-Москва, взрыв на Котляковском кладбище. Январь 97: на улице Петровка, неподалёку от здания Московского ГУВД, расстрелян лидер Коптевской ОПГ Василий Наумов. В Афинах убит известный российский киллер Александр Солоник по кличке «Саша Македонский» вместе со своей 22-летней подругой, фотомоделью, участницей конкурса «Мисс Россия-96» Светланой Котовой. Февраль: у здания Минфина взорван служебный автомобиль заместителя министра финансов РФ Андрея Вавилова. Апрель: при выезде с подмосковной дачи убит президент Федерации хоккея России Валентин Сыч; взрыв на железнодорожном вокзале города Армавир (Краснодарский край); террористический акт в Пятигорске. Июнь: взрыв в скором поезде Москва-Петербург.
Для обывателя это не просто новости, услышанные краем уха по телевизору, это повседневная жизнь. В Тропарёво, к примеру, это выглядит так: 23 марта, после творческого вечера театра на Юго-Западе в ЦДРИ, возвращаешься домой, решаешь погулять с собакой, снова спускаешься на лифте, в подъезде — странный дым, ты не сразу понимаешь, что это от только что произведенных выстрелов, а два трупа у почтовых ящиков принимаешь за пьяных, зато твоя собака сразу всё понимает и отказывается выходить из кабины лифта.
В 1997 в прокат выходит фильм «Брат», гран-при «Кинотавра» получают Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший. В Википедии позже напишут о том, что один из основных смыслов «Брата» заключался в фиксации перехода от «общинной системы жизни» при социализме к «индивидуальной ответственности».
В сентябре 96-го проходят концерты Майкла Джексона в Москве. Распадается рок-группа Наутилус Помпилиус. ДДТ выпускает альбом «Рождённые в СССР». Джоан Роулинг публикует первый роман о Гарри Поттере.
Новости киноиндустрии: «Джеки Браун» (Квентин Тарантино), «Пятый элемент» (Люк Бессон), «Ромео+Джульетта» (с Леонардо Ди Каприо). Лидером проката 1997 года становится «Титаник» Джеймса Кэмерона. К этому времени публика в России уже смотрит кино-новинки по мере их выпуска, а не с опозданием на годы. На Горбушке можно купить кассету с новым фильмом иногда раньше мировой премьеры.
С 18 по 28 августа 1996 театр Юго-Западе принимает участие в «Международном театральном фестивале крепости Хвансон» в южнокорейском городе Сувон (спектакль «Ромео и Джульетта»).Юбилейный 20-й сезон открывается 11 сентября. Играются две летние премьеры: шесть дней подряд — «Сон в летнюю ночь», следующие пять дней — «На дне». Из театральной критики того времени: «Неистребимый дух студийности, утратив протестный запал, обернулся просто самодеятельностью…» (Алёна Злобина, «Огонек», № 44, октябрь 1996). Подобный отзыв можно расценить как своего рода знак качества, на двадцатом году своего существования театр на Юго-Западе стал настолько значительным явлением, что ругая его можно уже было повысить свой личный рейтинг в определённых кругах. Та же Алёна Злобина в конце своей заметки подытоживает: «Виноваты не студии — виновато время, снова вытолкнувшее их на обочину». «На обочине», «на окраине» — это станет клише, с помощью которого московский театральный бомонд будет отгораживаться от Юго-Запада последующие пару десятилетий. Между тем когда в 1998-м на спектакль «Вальпургиева ночь» придёт звукорежиссёр театра Ленком Валерий Андреев, он будет потрясён увиденным, а узнав о гастрольной деятельности Юго-Запада скажет, что его театру такое и не снилось. Александр Горшков, вспоминая 90-е, и вовсе сделает вывод: «В остальном мире о нас знали больше чем в родном городе».
21 октября 1996 года в театре очередная премьера. ««Юго-Запад» мужественно вступил в свое третье десятилетие «Страстями по Мольеру». Валерий Белякович глядя на Брехта и Григория Горина, перелопатил на свой манер историю Гарпагона (В. Гришечкин) и Журдена (С. Белякович)» («Призвание — «Ю-З», стр. 180). Оба персонажа вышли титанами, каждый из которых в одиночку противостоит благонравной и местами добродетельной мелюзге. Незаурядность личности обрекает на одиночество и общественный остракизм. И снова режиссёр смешал высокое и низкое, трагедию с комедией, это его фирменный стиль, его метод отображения действительности.
Спектакли, поставленные Валерием Романовичем в тот же период на других сценах: «Ромео и Джульетта», русско-японский проект на двух языках (3-я редакция), Токио, театр «Тоуэн»; «Мольер», Токио, театр «Тоуэн»; «Козьма Минин» (Александр Островский), МХАТ им. Горького; «Сон в летнюю ночь», Пенза, Областной драматический театр им. А. В. Луначарского.В этом сезоне в театр приходит работать Михаил Коротков, он выходит на сцену как актёр, занимается вокалом с коллегами по сцене, посвящает себя звукорежиссуре, становится другом и соратником Анатолия Николаевича Лопухова.
«Для 20-летнего юбилея театра О. Н. Ефремов предоставил «Юго-Западу» сцену МХАТа им. Чехова. Шоу получилось впечатляющим — «Юго-Запад» использовал всю машинерию новой сцены МХАТа. Было много гостей, пресса, по каналу «Культура» показали всю программу».
(Призвание — «Ю-З»», стр. 192)
В двадцатом сезоне сыграли 234 спектакля. 20 мая 1997 года спектаклем «Сон в летнюю ночь» завершила своё существование старая сцена. Летом начался ремонт, в ходе которого театр был разрушен и выстроен заново. «Рукотворные» стены (их отделку придумали и возвели своими руками основатели театра в 70-е) исчезли. Всё, что было до этого момента превратилось в легенду о прежнем Юго-Западе, начиналось новое время в жизни театра.
На новой сцене не будут восстановлены: «Трилогия» (всего сыграно 67 спектаклей), «Мандрагора» (116 спектаклей), «Носороги» (133 спектакля), «Последняя женщина сеньора Хуана» (82 спектакля), «С днём рожденья, Ванда Джун!» (68 спектаклей), «Школа любви» (114 спектаклей).
Анна Китаева
Для обывателя это не просто новости, услышанные краем уха по телевизору, это повседневная жизнь. В Тропарёво, к примеру, это выглядит так: 23 марта, после творческого вечера театра на Юго-Западе в ЦДРИ, возвращаешься домой, решаешь погулять с собакой, снова спускаешься на лифте, в подъезде — странный дым, ты не сразу понимаешь, что это от только что произведенных выстрелов, а два трупа у почтовых ящиков принимаешь за пьяных, зато твоя собака сразу всё понимает и отказывается выходить из кабины лифта.
В 1997 в прокат выходит фильм «Брат», гран-при «Кинотавра» получают Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший. В Википедии позже напишут о том, что один из основных смыслов «Брата» заключался в фиксации перехода от «общинной системы жизни» при социализме к «индивидуальной ответственности».
В сентябре 96-го проходят концерты Майкла Джексона в Москве. Распадается рок-группа Наутилус Помпилиус. ДДТ выпускает альбом «Рождённые в СССР». Джоан Роулинг публикует первый роман о Гарри Поттере.
Новости киноиндустрии: «Джеки Браун» (Квентин Тарантино), «Пятый элемент» (Люк Бессон), «Ромео+Джульетта» (с Леонардо Ди Каприо). Лидером проката 1997 года становится «Титаник» Джеймса Кэмерона. К этому времени публика в России уже смотрит кино-новинки по мере их выпуска, а не с опозданием на годы. На Горбушке можно купить кассету с новым фильмом иногда раньше мировой премьеры.
С 18 по 28 августа 1996 театр Юго-Западе принимает участие в «Международном театральном фестивале крепости Хвансон» в южнокорейском городе Сувон (спектакль «Ромео и Джульетта»).Юбилейный 20-й сезон открывается 11 сентября. Играются две летние премьеры: шесть дней подряд — «Сон в летнюю ночь», следующие пять дней — «На дне». Из театральной критики того времени: «Неистребимый дух студийности, утратив протестный запал, обернулся просто самодеятельностью…» (Алёна Злобина, «Огонек», № 44, октябрь 1996). Подобный отзыв можно расценить как своего рода знак качества, на двадцатом году своего существования театр на Юго-Западе стал настолько значительным явлением, что ругая его можно уже было повысить свой личный рейтинг в определённых кругах. Та же Алёна Злобина в конце своей заметки подытоживает: «Виноваты не студии — виновато время, снова вытолкнувшее их на обочину». «На обочине», «на окраине» — это станет клише, с помощью которого московский театральный бомонд будет отгораживаться от Юго-Запада последующие пару десятилетий. Между тем когда в 1998-м на спектакль «Вальпургиева ночь» придёт звукорежиссёр театра Ленком Валерий Андреев, он будет потрясён увиденным, а узнав о гастрольной деятельности Юго-Запада скажет, что его театру такое и не снилось. Александр Горшков, вспоминая 90-е, и вовсе сделает вывод: «В остальном мире о нас знали больше чем в родном городе».
21 октября 1996 года в театре очередная премьера. ««Юго-Запад» мужественно вступил в свое третье десятилетие «Страстями по Мольеру». Валерий Белякович глядя на Брехта и Григория Горина, перелопатил на свой манер историю Гарпагона (В. Гришечкин) и Журдена (С. Белякович)» («Призвание — «Ю-З», стр. 180). Оба персонажа вышли титанами, каждый из которых в одиночку противостоит благонравной и местами добродетельной мелюзге. Незаурядность личности обрекает на одиночество и общественный остракизм. И снова режиссёр смешал высокое и низкое, трагедию с комедией, это его фирменный стиль, его метод отображения действительности.
Спектакли, поставленные Валерием Романовичем в тот же период на других сценах: «Ромео и Джульетта», русско-японский проект на двух языках (3-я редакция), Токио, театр «Тоуэн»; «Мольер», Токио, театр «Тоуэн»; «Козьма Минин» (Александр Островский), МХАТ им. Горького; «Сон в летнюю ночь», Пенза, Областной драматический театр им. А. В. Луначарского.В этом сезоне в театр приходит работать Михаил Коротков, он выходит на сцену как актёр, занимается вокалом с коллегами по сцене, посвящает себя звукорежиссуре, становится другом и соратником Анатолия Николаевича Лопухова.
«Для 20-летнего юбилея театра О. Н. Ефремов предоставил «Юго-Западу» сцену МХАТа им. Чехова. Шоу получилось впечатляющим — «Юго-Запад» использовал всю машинерию новой сцены МХАТа. Было много гостей, пресса, по каналу «Культура» показали всю программу».
(Призвание — «Ю-З»», стр. 192)
В двадцатом сезоне сыграли 234 спектакля. 20 мая 1997 года спектаклем «Сон в летнюю ночь» завершила своё существование старая сцена. Летом начался ремонт, в ходе которого театр был разрушен и выстроен заново. «Рукотворные» стены (их отделку придумали и возвели своими руками основатели театра в 70-е) исчезли. Всё, что было до этого момента превратилось в легенду о прежнем Юго-Западе, начиналось новое время в жизни театра.
На новой сцене не будут восстановлены: «Трилогия» (всего сыграно 67 спектаклей), «Мандрагора» (116 спектаклей), «Носороги» (133 спектакля), «Последняя женщина сеньора Хуана» (82 спектакля), «С днём рожденья, Ванда Джун!» (68 спектаклей), «Школа любви» (114 спектаклей).
Анна Китаева