30 сезон (2006/2007) Театра на Юго-Западе

30 сезон

2006/2007
Ушли из жизни композитор и дирижер Поль Мориа, «крёстный отец соула» и «отец фанка» Джеймс Браун, поэт, автор текстов для «Наутилуса Помпилиуса» Илья Кормильцев, певец и композитор Мурат Насыров, виолончелист и дирижёр Мстислав Ростропович, оперный тенор Лучано Паваротти, актёр театра и кино Геннадий Бортников, актёр театра и кино, а также худрук театра им. Вахтангова Михаил Ульянов, режиссёр, сценарист и писатель Ингмар Бергман, писатель и сценарист Сидни Шелдон. В таких случаях общепринято скорбеть о том, что смерть «забирает лучших», печалиться о том, что «уходит эпоха» и так далее. Страх смерти, ненависть к ней — это наши стереотипы восприятия действительности. А вот, к примеру, представьте себе, что наша жизнь — это движение гончарного круга. Гончар останавливает свой круг, когда видит, что его произведение полностью готово — это и есть смерть. Судьба человечества обогатилась ещё одной прожитой жизнью.

Тема смерти почти табуирована в обществе радостного потребления. Средства массовой информации периодически пугают обывателя то убийством журналистки Анны Политковской, то казнью экс-диктатора Саддама Хусейна. Однако телевизионные новости — это всегда немного не про нас, это про большие политические игры где-то там наверху. Искусство возвращает наше внимание к теме смерти гораздо настойчивее.

В Англии, к примеру, в этом сезоне начинается трансляция сериала «Молокососы» (Skins) — там про школьников, одна из основных тем — отношение к смерти. В одном из эпизодов внук сам устраивает умершей бабушке похороны, чтобы не отдавать её тело в руки равнодушных работников усыпальной службы. Он с помощью своих школьных друзей кладёт тело бабушки в лодку, которую топит посреди реки вместе с телом бабушки.

11 сентября 2006 года в Москве, в одном из домов по улице Живописная, состоялась премьера спектакля «Парашютист» по рассказу Александра Селина. Это был первый опыт режиссёрского тандема Олега Анищенко и Михаила Беляковича. На тот момент еще ни у кого и мысли не могло возникнуть, что кто-то без ведома главного режиссёра придумает спектакль, осуществит постановку и эта самовольная постановка займёт место в юго-западном репертуаре. Олег Анищенко и Михаил Белякович взяли в аренду помещение на улице Живописная, там и играли. Валерий Романович увидел спектакль не сразу, а когда увидел — забрал к себе в театр. Первый «Парашютист» на Юго-Западе состоялся аж 4 января 2007. Поводом к этому событию послужил приезд в гости американских студентов Иллинойского университета, они сыграли на сцене Юго-Запада «Доброго доктора» (Нил Саймон по мотивам произведений А.П. Чехова). Получился своего рода обмен студенческими спектаклями (Михаил Белякович и Ольга Авилова (исполнительница роли Смерти) на тот момент еще были студентами РАТИ (ГИТИСа). Так вот на первый показ «Парашютиста» на Юго-Западе сбежались все — и новые фанаты, и старые, и даже очень старые. Скамеек понаставили по бокам в три ряда, всё сгодилось, на чем можно было сидеть. Никаких особенных декораций на сцене не было, да и костюмы ничем уж таким не выделялись — как же отдыхал на всём этом глаз. К тому времени зрители уже привыкли, что иногда теряют актеров среди различных сценических конструкций и подиумных костюмов. А в этом представлении было что-то от тех заветов Беляковича, с которых всё начиналось: вышел актер на всеобщее обозрение, расстелил перед собой коврик — всё, это уже театр. Про что они играли на этом своём «коврике», рассказывает режиссёр.

Олег Анищенко:
« Про что спектакль? Тема, которая мне интересна, и которую я практически во всех спектаклях так или иначе задеваю, — это тема смерти. Нынешнее человечество так устроено, что мы живём как бессмертные. Это неправильно. Надо понимать, что жизнь — штука конечная, поэтому прожить её надо так, чтобы потом не было… Это с одной стороны, а с другой стороны, смерть — это не наказание, это логичное завершение процесса. И страх, который есть у людей перед этим, и нежелание вообще думать на эту тему — они порождают неправильную жизнь. Люди закрывают глаза и говорят себе: это нет, нет. А мне хочется сказать: ребята, это есть. Не нужно депрессии, живите сейчас. Вот она — весна, вот он — этот день».

Вторая премьера сезона случилась 31 января 2007 года — «Эти свободные бабочки» Леонарда Герша в постановке Валерия Беляковича. Ко дню первого прогона спектакль ещё не был готов: не были полностью зафиксированы мизансцены, не до конца был выверен текст — режиссёр объявил открытую репетицию вместо спектакля. Все играли с текстами в руках, кроме главного героя. У Максима Драченина возможности подглядывать в текст не было, он играл слепого. Действо длилось пять часов, за это время Максиму, как он сам потом говорил, удалось найти в себе ту точку, исходя из которой импровизацию ощущаешь не как судороги от зажима, а как свободное движение. С тех пор прошло 13 лет, сегодня Максим — автор и вдохновитель проекта «Импровизационный батл», в рамках которого соревнуются артисты разных театров, городов и стран, и даже не профессиональные артисты, поскольку способность к импровизации — это не только важная часть актёрской профессии, но и существенный навык для любого человека.

В тридцатом сезоне на сцене Юго-Запада Валерий Белякович поставил два спектакля: «Эти свободные бабочки» и в июле 2007 года «Комнату Джованни». Инсценировку по роману Джеймса Болдуина режиссёр делал сам.
Оба спектакля, выпущенные с разницей в полгода, — на одну тему. Любовь — это свобода или рабство? Слияние двух душ — это потеря собственной индивидуальности? Творчество возможно только в одиночестве, или сотворчество умножает вдохновение? Где та граница, переходя через которую любовь становится убийством, а творец — диктатором?

Ольга Игнатюк:
«Это, пожалуй, наиболее спонтанное и страстное высказывание о любви, возникшее в основательном репертуаре театра на Юго-Западе, исследующем множество философских и экзистенциальных вопросов мировой драматургии. Впрочем, и тут экзистенциальное напряжение изрядно, поскольку решаются вопросы нерасторжимости любви и смерти». (газета «Культура», 15.11.2007).

В этом сезоне Валерий Белякович поставил вне дома «Гамлета» (театр «Пиколло», Осака).

А в театре на Юго-Западе два детских спектакля выпустили два других режиссера:
«Все бегут, летят и скачут…» по Даниилу Хармсу, постановка и сценография Александра Горшкова. Один из зрителей пяти с половиной лет на вопрос, о чем спектакль, ответил не задумываясь: «Про детей и про жизнь!». Его мама добавила, что во время просмотра спектакля у нее было ощущение, что она сидит не в зрительном зале, а на лавочке во дворе своего детства. А еще в этом спектакле выходил на сцену знаменитый Клёпа из «АБВГДейки», светлая память Виталию Алексеевичу Довганю.
«Белоснежка и семь гномов» (по повести Льва Устинова и Олега Табакова), постановка и сценография Андрея Ярлыкова. В отзывах зрители не уставали восхищаться тому, что в театре на Юго-Западе на детских спектаклях актеры выкладываются на все сто, не делая различий между взрослыми и детскими постановками.

Гастрольная деятельность театра в этом сезоне:
  • 18–27 сентября — Израиль, сыграли «Мастер и Маргарита» в городах Петах-Тихва, Бер-Шева, Иерусалим, Бат-Ям, Хайфа.

    Творческие вечера:
  • 18 марта 2007 года — наш Макбет, наш Петруччо, наш Понтий Пилат, наш Городничий, наш Полоний, наш Сатин…. наш Валерий Сеич Афанасьев!
  • 8 апреля 2007 года — МОНО, и какое! Валерий Белякович читает есенинского «Пугачёва»!
  • 21 апреля 2007 — 60-летие Валерия Михайловича Долженкова, более 30 ролей на сцене Юго-Запада!
  • 31 мая — 30 лет театру на Юго-Западе, отмечали юбилейным представлением на сцене театра Новая Опера.

16 июля 2007 года Владимир Коппалов сыграл свой творческий вечер в памяти своих зрителей. Перед их воображаемым взором материализовался кот Машенька из сказки Шварца: вальяжный котяра, выглядывая из окна, жаловался Ланцелоту: «Люди порой бывают так невнимательны»…. «Lasciate mi cantare…» — Леопольд, шаловливый слуга кавалера Рипафратта побежал догонять свою Чичитту… хозяин испанской гостиницы дон Росарио как всегда обрадовался своим гостям, предвкушая фокус с тремя цилиндрами… бывший околоточный Абрам Иванович женился, наконец, на своей любезной Квашне, Витенька пережил Вальпургиеву ночь и медсестрички подарили ему торт с тридцатью тремя шоколадными богатырями, а девушка Лиза из «Уроков дочкам» объявила белый танец и пригласила кота Бегемота…. Понсано, дуй ветер, дуй! В этот день на 49 году жизни Владимир Петрович умер. Аплодисменты.
Анна Китаев