40 сезон (2016/2017) Театра на Юго-Западе

40 сезон

2016/2017
Юбилейный сороковой сезон в театре долго ждали, к нему нешуточно готовились, обсуждая концепции, премьеры, выставки, праздничный вечер. Жизнь вмешалась в планы и хлопоты, показав свой непредсказуемый характер, и повернулась к театру своей черной стороной.

6 декабря 2016 года внезапно и мистически ушел в небытие создатель, художественный руководитель и главный режиссер, нерв и душа, мотор и крылья Театра на Юго-Западе народный артист России Валерий Белякович.

Ушел, успев возобновить, перекроить, переосмыслить самый отчаянный триллер любимого драматурга В. Шекспира — «Макбет». Премьера состоялась 28 ноября. В новой постановке Валерий Белякович вышел на сцену в роли короля Дункана I Доброго, мудрого, умного, чистого сердцем. Скоро Мастер покинул театр навсегда, оставшись в нашей памяти добрым королем, верным, талантливым служителем Мельпомены.

Из живого организма авторского театра вынули стержень. Некоторое время казалось, что больше не будет ничего и никого, что может поддержать распадающуюся на атомы жизнь легендарной сцены на окраине Москвы.

Собравшись с духом и силами, коллектив театра поставил перед собой главную цель — поддержать и продолжить существование театра, восстановить творческое и душевное равновесие, не опустить планку. Маяком всех начинаний юбилейного сезона стал Мастер. Его памяти были посвящены основные мероприятия театрального года.

В октябре Валерий Романович Белякович принял участие в клубном вечере «Хулиганская СТИХиЯ», который устроил Иосиф Райхельгауз в «Школе Современной пьесы».

В декабре прошла публичная читка трагифарса Петра Гладилина «Zoofellini». Эту пьесу активно репетировал и мечтал поставить в театре Валерий Белякович. В память о друге и учителе Олег Леушин создал маленький, но очень живой и образный моно — спектакль, который два вечера шел на сцене Юго-Запада.

В январе, вместо несостоявшейся премьеры «Zoofellini», был устроен «Моно» — спектакль, который так любил Белякович — его разговор со зрителем один на один. Теперь удивительные, смешные и тонкие рассказы режиссера и писателя прочитали актеры — основатели театра, ученики и последователи.

На Рождество о режиссере вспоминали в АРТ-Кафе, где был проведен вечер «Валерий Белякович на экране».

В марте в Центральном доме Актера им. Яблочкиной прошла выставка ПЛАНЕТА БЕЛЯКОВИЧА (в рамках традиционной программы «От эскиза до спектакля») Фотограф Ольга Кузнецова совместно с Театром на Юго-Западе представила фото, посвященные памяти основателя театра Валерия Беляковича.

В мае в Доме-музее А. Н. Островского состоялось открытие выставки, посвященной сорокалетию Театра на Юго-Западе — «Юго-Запад — планета Беляковича». В четырех залах экспонаты из архивов Валерия Беляковича, Михаила Докина, Театра на Юго-Западе представили четыре десятилетия жизни театра. Строительство, становление, признание.

Памяти Мастера был посвящен июньский творческий вечер «По волнам нашей памяти», который собрал в небольшом зале дома-музея А.Н Островского друзей Театра на Юго -Западе. Актеры Юго-Запада вспоминали о том, как все начиналось, рассказывали веселые истории, случившиеся на гастролях, спектаклях и репетициях, читали рассказы Валерия Романовича.

Начинался юбилейный сезон в рабочем порядке. Открылся, по обычаю, премьерой. Музыкальный спектакль «Дозвониться до дождя» по мотивам пьесы М. Миуры «Три цилиндра» поставил художественный руководитель театра Олег Леушин.

В театр поступила молодая талантливая актриса Ксения Ефремова, которая сразу была введена в несколько спектаклей.

Трогательный спектакль «Собаки» отметил в юбилейном году свое тридцатилетие.

Театральные фестивали тоже не оставили Юго-Запад без приглашений и наград.
Осенью спектакль «Игра в Наполеона» стал участником Белгородского Всероссийского театрального фестиваля «Актеры России — Михаилу Щепкину», где был награжден дипломом «За современное воплощение исторической драмы».

В рамках международного фестиваля «Липецкие театральные встречи» московский Театр на Юго-Западе представил спектакль «Портрет Дориана Грея». Жюри фестиваля присудило постановке диплом «За лучшее пластическое решение спектакля». Постановка стала также одним из лидеров зрительского голосования в номинации «Любимый спектакль».

Весь сезон театр активно участвовал в жизни столицы.
Мероприятия в «Ночь искусств» осенью, презентация «Театрального Чемпионата по актерской импровизации» весной на Московском культурном форуме в «Ночь театров».

В апреле в Библиотеке им. Ю. Гагарина актер и режиссер Театра на Юго-Западе Олег Анищенко читал текст Тотального диктанта.

В День Победы Театр на Юго-Западе выступил в самом центре Москвы, в Камергерском переулке с литературно-музыкальной композицией по поэме А. Твардовского «Василий Теркин».

Второй год подряд Театр на Юго-Западе является участником Московского культурного форума. Около стенда театра в юбилейный год было особенно многолюдно — актеры Театра на Юго-Западе рассказывали об истории театра, спектаклях, читали монологи, принимали поздравления, давали автограф — сессии, знакомили с программами театра.

Именно на МКФ во время «Ночи в театре» — «Импровизационный БАТЛ» — новый уникальный проект, который родился в стенах Театра на Юго-Западе, был замечен представителями Департамента культуры г. Москвы. Весной московский Театр на Юго-Западе получил грант Департамента культуры на дальнейшую реализацию проекта. БАТЛ стал победителем конкурса «Открытая сцена — 2017» в области театрального искусства.

В юбилейный сезон самый современный и динамично развивающийся проект театра,
сотрясал стены подвального Арт-Кафе турнирными битвами. В апреле новая театральная игра объединила уже несколько московских театров в «Театральном Чемпионате по актерской импровизации», в котором приняли участие артисты Московского Губернского театра, РАМТа, Театра на Малой Бронной и Театра на Юго-Западе.

В мае гостями театра стали японские артисты из Осаки и Токио. Они приехали вместе со своим учителем, основателем театральной школы в Осаке, господином Синдзе Хорие. Театр на Юго-Западе не прерывает связи с Японией с 1984 года. Японские друзья приехали, чтобы поздравить театр с юбилеем, почтить память Мастера и принять участие в первом международном матче «Импровизационного БАТЛа».

Главное событие сезона — сороковой юбилей театр громко отпраздновал в ДК.им.Зуева 26 мая. Праздничный вечер собрал множество гостей и объединил на сцене историю, современность и память театра. Все произошло по юго-западному — ярко, громко, блистательно, лирично и очень душевно.

В юбилейном году активную деятельность продолжала обновленная малая сцена театра — «Арт-Кафе». Литературные и музыкальные вечера, джазовые концерты, спектакли, вечера памяти неизменно собирали большое количество гостей и поклонников театра.

Под занавес сезона театр не мог не вспомнить своего основателя. В июне знаковый спектакль «Куклы», в котором Валерий Романович Белякович произносит свой прочувствованный монолог — откровение, монолог — завещание был сыгран в честь Мастера.

«Театр… театр — он принадлежит актерам… Живым, из плоти, крови, нервов. И только им…
Я сам играл, играл сильно. Но, благодарю судьбу, бросил навсегда. Не потому, чтобы проигрался или был вооружен против судьбы; поверьте мне, это еще ничего: проигрыш не так важен, как важно душевное спокойствие. Одно это волнение, чувствуемое во время игры, — кто что ни говори, а это сокращает видимо нашу жизнь…».