Информация:
Сезон 14 (1990 – 1991)
3 октября 1990 года по доброй воле СССР, вопреки опасениям Франции и недовольству Великобритании, ФРГ присоединяет к себе ГДР, распространяя на неё свою юрисдикцию. Среди обыденной Москвы дойч марка пользуется чуть ли не большим уважением, чем доллар.
15 октября Михаилу Горбачеву, ставшему за полгода до этого первым (и последним) Президентом СССР, присуждают Нобелевскую премию мира «за вклад в процесс в отношениях между» нашей страной и Западом.
Что касается власти в стране, то она ещё весной перешла от КПСС к Съезду народных депутатов.
Мировые цены на нефть опускаются до возмутительных для Саддама Хуссейна 18-и долларов за баррель. Подозревая соседей в сговоре, Ирак вторгается в Кувейт. 29 ноября 1990 года Совбез ООН принимает резолюцию № 678. Это ультиматум Ираку. Саддаму Хуссейну даётся месяц на вывод войск из Кувейта, в ином случае коалиция получает право применить военную силу.
17 января 1991 года, с одобрения СССР, начинается операция по освобождению Кувейта «Буря в пустыне». До неё в августе была операция - «Щит пустыни», а заканчивается «Война в заливе»
в конце февраля операцией – «Сабля в пустыне».
Это первая война «в прямом эфире» - за боевыми действиями в Кувейте следит по телевизору весь мир.
Багдад терпит поражение, прекращает сопротивление по всем фронтам и признаёт все резолюции Совбеза ООН. Кстати, «Буря в пустыне» - последняя военная операция, в которой американская армия действует по мандату ООН.
Наступивший 1991 год для СССР начинается с грузино-южноосетинского конфликта и волнений в Прибалтике (в Риге и в Вильнюсе). По этому поводу в Москве проходит более чем 100-тысячная демонстрация протеста с требованием отставки Михаила Горбачёва.
Но у властей есть чем отвлечь народ от баррикад. Пусть думают о насущном.
22 января Горбачёв подписывает указ об изъятии из обращения и обмене 50-и 100-рублёвых банкнот. Для пущего ажиотажа об этом объявляют по телевидению в 9 вечера по Москве. Обменять можно не более 1000 рублей на человека. На обмен даётся всего три дня (со среды по пятницу). Ночь на 23 января становится ночью "большой стирки". Некоторые пытаются как-то пристроить, разменять свои деньги, атакуют такси. Подавляющее большинство – в пролёте.
Стольники и полтинники выбрасывают и сжигают, ими обклеивают стены туалетов.
Изымается из обращения 14 миллиардов наличных рублей, в обмен фатально теряется доверие населения к союзному правительству.
В марте в СССР начинаются шахтёрские забастовки, которые длятся до мая. Среди требований шахтёров всё та же отставка Горбачёва.
Весной 1991 года организация Варшавский Договор объявляет об упразднении своей военной структуры, а с 1-го июля подписанием в Праге Протокола, аннулирует сам Договор. В июне, в Будапеште, подписанием аналогичного Протокола заканчивает своё существование СЭВ.
2 апреля у нас в СССР проводится сеанс «шоковой терапии»: неожиданный, резкий скачок цен.
Если вечером дня дурака полки магазинов ещё выглядят сиротливо, то уже утром следующего дня москвичи имеют возможность лицезреть импортную ветчину по экзотической цене в 1000 рублей за килограмм. На обычные товары по указу властей цены подняли в 3 раза.
К декабрю 1991 года, по сравнению с январём, цены вырастут в 8 раз. Заработная плата за это же время подрастёт всего на 20%.
Конкурсы ламбады и табачные бунты. Дефицит сигарет приводит к тому, что люди громят табачные киоски. На рынках страны трехлитровыми банками продаются сигаретные окурки.
Власти выпрашивают у коллективного Запада гуманитарную помощь.
В Москве Роман Виктюк выносит на суд публики спектакль «М. Баттерфляй». О спектакле говорят и те кто его видел, и те, кто не видел. Позже критики вынесут свой вердикт: «Роман Виктюк был первым, кто стал прививать к древу русского театра цветы гей-эстетики». Этим спектаклем режиссёр открывает свой «Театр Романа Виктюка» - театр без здания, без постоянной труппы, без господдержки. Тогда театральная Москва приняла этот театр за бабочку-однодневку, сегодня он лицензирован как государственное учреждение культуры. Сам же спектакль «М.Баттерфляй» оказался в роли застрельщика антрепризного движения. Василию Аксёнову возвращают советское гражданство. Знаменитого шестидесятника тепло встречают на Родине. Его издают, он появляется на телевиденье в многочисленных интервью, позже по его роману снимут сериал. Но он больше не властитель дум, время стремительно уходит вперёд и его претензии к этому времени напоминают скорее старческое ворчание. Марк Розовский в своем театре «У Никитских ворот» выпускает «Страсти по Владимиру» (по своей же пьесе «Концерт Высоцкого в НИИ»). Успеху спектакля далеко до популярности спектаклей с участием самого Высоцкого или его концертов. Однако появление этого спектакля даёт внятный посыл: теперь можно ставить всё, или что-то новое или то, что давно хотелось поставить, но по понятным причинам не ставилось. Марк Захаров представляет зрителям спектакль «Школа для эмигрантов». В театре-студии «Человек» - премьера по пьесе Славомира Мрожека «Стриптиз».
Что происходит на Юго-Западе? Продолжается активная гастрольная деятельность: в 1990 году театр со спектаклем по Антоше Чехонте «Старые грехи» летит в Голландию (Эндховен), а в 1991-м с булгаковским «Мольером» в Великобританию (Бредфорд и Нотингем).
Юго-Запад первым выступает с предложением о безвалютном обмене гастрольными поездками между странами. В рамках этого обмена, после поездок театра в Америку и на туманный Альбион, в Москве играют свои спектакли Общественный драматический театр из Омахи, театр Илинойского университета Чикаго и театр «Major Road» из Великобритании. Юго-Запад ещё молод, иностранные студенты и того моложе. Английским наши владеют приблизительно. Но это не мешает тёплому общению.
В 1991 году самодеятельный театр-студия получает статус государственного театра в системе Комитета по культуре Правительства Москвы и отныне называется «Московский театр на Юго-Западе». Его типа принимают в профессиональную лигу. На поклонников нововведение особого впечатления не производит. Для них театр на Юго-Западе был и остаётся единственным в своем роде, никаких других театров на юго-западе быть не может.
Валерий Белякович (без отрыва от собственного производства) ведёт курс актерского мастерства в Российской Академии театральных искусств. Педагогика обязана помочь ему справиться с неизбежным «кризисом сорокалетнего». В этом же году он становится лауреатом премии Советских профсоюзов, учреждённой для деятелей искусства. И тогда же ему присваивается звание заслуженного артиста Российской Федерации. С точки зрения советского обывателя или недобитого эстета, Романыч в шоколаде, но ведь и тот же обыватель может спросить его: Валера, а где что-то новенькое?
По сравнению с предыдущими сезонами в театре на удивление мало премьер. Последняя премьера, спектакль «Птидепе», среди своих не вызывает привычного энтузиазма. Для театра это первая относительная неудача.
Белякович перераспределяет силы, он перестраивает свою планету уже в новой реальности с её потребительскими талонами и сигаретными бунтами. Он укрепляет актёрский состав театра. В труппу вливаются Валерий Афанасьев, Александр Наумов, Ольга Иванова. Весь сезон в театре идут репетиции, в основном это вводы в спектакли действующего репертуара. Изменяясь сам, он видоизменяет свои спектакли. Так он создаёт новую версию «Собак». Переставляет акценты, сгущает атмосферу действа. Как говорят очевидцы тех репетиций, старый спектакль был скорее про людей, а новый - про собак, как про людей.
К этому времени актёры освобождаются от обязанностей быть по совместительству ещё и администраторами, дежурными по залу, костюмерами, техническими работниками. На эти должности по-прежнему не объявляют вакансий. Энтузиазм людей, которых притягивает Юго-Запад, настолько велик, что всегда находится кто-то, чтобы занять нужное место. Но этим людям уже платят. И даже для дежурных по залу это является ощутимой прибавкой к зарплате на основном месте работы. Валерий Романович старается всех поддержать материально. Работавшие тогда в театре вспоминают продовольственные заказы из соседнего магазина «Польская мода», снабжение которыми наладил Белякович.
Зрители продолжают брать кассу штурмом. Они ходят по сто раз на одни и те же спектакли. Среди фанатов есть люди, которые ездят на спектакли любимого театра из подмосковных городов, для них, по тем временам, возращение домой поздним вечером – игра на выживание. Люди идут и идут к Беляковичу за праздником. В реальной жизни дефицит праздника становится всё острее.