Трилогия (1988-1997)
Александр Сухово-Кобылин
Трилогия (1988-1997)
Александр Сухово-Кобылин
Осенью 1988-го ВРБ поставил Сухово-Кобылина, все три пьесы: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».
Спектакль шёл шесть часов, с двумя антрактами.
Это была вершина мастерства. Это был пик любви и доверия зрителей к режиссёру Беляковичу. Люди шесть часов высиживали на жёстких креслах без подлокотников. Собственно, это были скорее стулья, чем кресла. И некоторые сидели между стульями. Я лично, в качестве дежурного по залу, просила людей выдохнуть и прижаться друг к другу плотнее, чтобы больше народу уместилось. Не говоря уже о подушечках, которые клали на ступеньки, и о тех зрителях, которые стояли в проходах. А в проходе «под Толиком» (имеется в виду Анатолий Николаевич Лопухов, режиссёр по звуку) была жёрдочка. Жёрдочка была железной трубой. Если на неё вскарабкаться, можно было видеть сцену. Задница твоя при этом нависала над стоящими в проходе, но это было ничего.
В «Свадьбе Кречинского» блистал Алексей Сергеевич Ванин (…) У него были свои фанаты. Они покупали билеты отдельно на первое действие. Далее отрывок из нашего с Алексеем Сергеевичем интервью от января 2012 года.
— Алексей Сергеевич, вы — один из основоположников театра на Юго-Западе. Вы — непосредственный участник всей истории этого театра. Я не спрошу, какой спектакль был лучшим за эти 35 лет. Я задам вопрос иначе. В каком спектакле для вас лично совпало ваше восприятие искусства и жизни? То есть вот когда захватило так, что не оторвёшься, и не мыслишь, а чуешь, как это здорово. Для меня таким спектаклем была «Трилогия». А для вас кто первый в вашем личном рейтинге юго-западных спектаклей?
— Я тут с тобой соглашусь на все сто процентов. Это действительно так. Три кита успеха любого спектакля — драматургия, режиссура и подбор актёров. Попадание в десятку с актёрами. И осенью 88-го года в «Трилогии» всё это совпало. Первое, конечно, драматургия, Сухово-Кобылин — это до сих пор сегодняшний день. Так было в 88-м, 98-м, 2008-м, и так будет в 18-м. Суд, взятки, коррупция. Мещанство, обывательщина. И, конечно, любовь. Второй кит — режиссура. Белякович был готов на сто процентов. Больше 10 лет человек думал об этом материале. Я знаю, что со студенческих лет Сухово-Кобылин был у него в голове. И именно в ту осень материал созрел окончательно, настала необходимость высказаться. И это случилось. Фонтанировал он так, что мало не покажется. И подбор артистов. Те ребята и девчата, которые открыли этот театр и уже прошли «нулевой цикл». К 88-му году они накопили уже. Позади были и Гоголь, и «Мольер», и «Гамлет». Эти люди уже были готовы играть шестичасовую «Трилогию», эту громадную махину. Витя Авилов, Серёжа Белякович. Ах, какой это был Муромский! Володя Коппалов, Славка Гришечкин. А девчата какие уникальные: Наташа Сивилькаева, Надя Бадакова, потом Тамара Кудряшова. Я помню эти репетиции, как актёры всё это выдавали. Режиссёр только: «А», мы уже: «Б», «Б», «Б»… Столько накидывали, он только успевал сортировать. Вот так слепилось. Это было гениально».
«Трилогия» — был первый спектакль в новом пространстве. О театре на Юго-Западе тогда писали, что это театр «в цокольном этаже жилого дома». Это клише перепечатывали из статьи в статью. Театр же занимал малую часть цокольного этажа. А в 88-м году расширился за счёт соседнего с ним магазина «Овощи-фрукты». Справа от сцены (если смотреть из зрительного зала) появились две новые двери. Мир спектаклей ВРБ расширился, стал широкоформатным.
Как рассказать о спектакле людям, которые его никогда не видели? Вот представьте, что вы не отрываясь посмотрели три первых сезона «Игры престолов». Или любого другого мега-сериала. В таких сериалах новый сезон — это не просто новая история, это сдвиг жанра. Только в случае со спектаклем это было круче. Потому что зритель театра на Юго-Западе был не перед экраном, а внутри действа. За два антракта зрители успевали перезнакомиться между собой. В мужской туалет приходилось ходить через сцену, на второй этаж, в гримёрки. Пока я дежурила, между «Делом» и «Смертью Тарелкина» мыла сцену. У Славы Гришечкина, исполняющего роль Тарелкина, был монолог, во время которого он по сцене катался. Если не мыть, то можно было задохнуться от пыли. Пока я мыла пол, я беседовала со зрителями. Это было так естественно. Каждый из них готов был мне помочь.
О чём был спектакль? Про взятки, про коррупцию вроде. Только сначала это была любовная история, трагичная, как у Шекспира. А потом шла чертовщина. Люди превращались в бесов, в оборотней. Это был уже Стивен Кинг. Если бы Стивен Кинг умел так смешить. А так про взятки, конечно.
Отрывок из книги Анны Китаевой «Мой ВРБ»
Спектакль шёл шесть часов, с двумя антрактами.
Это была вершина мастерства. Это был пик любви и доверия зрителей к режиссёру Беляковичу. Люди шесть часов высиживали на жёстких креслах без подлокотников. Собственно, это были скорее стулья, чем кресла. И некоторые сидели между стульями. Я лично, в качестве дежурного по залу, просила людей выдохнуть и прижаться друг к другу плотнее, чтобы больше народу уместилось. Не говоря уже о подушечках, которые клали на ступеньки, и о тех зрителях, которые стояли в проходах. А в проходе «под Толиком» (имеется в виду Анатолий Николаевич Лопухов, режиссёр по звуку) была жёрдочка. Жёрдочка была железной трубой. Если на неё вскарабкаться, можно было видеть сцену. Задница твоя при этом нависала над стоящими в проходе, но это было ничего.
В «Свадьбе Кречинского» блистал Алексей Сергеевич Ванин (…) У него были свои фанаты. Они покупали билеты отдельно на первое действие. Далее отрывок из нашего с Алексеем Сергеевичем интервью от января 2012 года.
— Алексей Сергеевич, вы — один из основоположников театра на Юго-Западе. Вы — непосредственный участник всей истории этого театра. Я не спрошу, какой спектакль был лучшим за эти 35 лет. Я задам вопрос иначе. В каком спектакле для вас лично совпало ваше восприятие искусства и жизни? То есть вот когда захватило так, что не оторвёшься, и не мыслишь, а чуешь, как это здорово. Для меня таким спектаклем была «Трилогия». А для вас кто первый в вашем личном рейтинге юго-западных спектаклей?
— Я тут с тобой соглашусь на все сто процентов. Это действительно так. Три кита успеха любого спектакля — драматургия, режиссура и подбор актёров. Попадание в десятку с актёрами. И осенью 88-го года в «Трилогии» всё это совпало. Первое, конечно, драматургия, Сухово-Кобылин — это до сих пор сегодняшний день. Так было в 88-м, 98-м, 2008-м, и так будет в 18-м. Суд, взятки, коррупция. Мещанство, обывательщина. И, конечно, любовь. Второй кит — режиссура. Белякович был готов на сто процентов. Больше 10 лет человек думал об этом материале. Я знаю, что со студенческих лет Сухово-Кобылин был у него в голове. И именно в ту осень материал созрел окончательно, настала необходимость высказаться. И это случилось. Фонтанировал он так, что мало не покажется. И подбор артистов. Те ребята и девчата, которые открыли этот театр и уже прошли «нулевой цикл». К 88-му году они накопили уже. Позади были и Гоголь, и «Мольер», и «Гамлет». Эти люди уже были готовы играть шестичасовую «Трилогию», эту громадную махину. Витя Авилов, Серёжа Белякович. Ах, какой это был Муромский! Володя Коппалов, Славка Гришечкин. А девчата какие уникальные: Наташа Сивилькаева, Надя Бадакова, потом Тамара Кудряшова. Я помню эти репетиции, как актёры всё это выдавали. Режиссёр только: «А», мы уже: «Б», «Б», «Б»… Столько накидывали, он только успевал сортировать. Вот так слепилось. Это было гениально».
«Трилогия» — был первый спектакль в новом пространстве. О театре на Юго-Западе тогда писали, что это театр «в цокольном этаже жилого дома». Это клише перепечатывали из статьи в статью. Театр же занимал малую часть цокольного этажа. А в 88-м году расширился за счёт соседнего с ним магазина «Овощи-фрукты». Справа от сцены (если смотреть из зрительного зала) появились две новые двери. Мир спектаклей ВРБ расширился, стал широкоформатным.
Как рассказать о спектакле людям, которые его никогда не видели? Вот представьте, что вы не отрываясь посмотрели три первых сезона «Игры престолов». Или любого другого мега-сериала. В таких сериалах новый сезон — это не просто новая история, это сдвиг жанра. Только в случае со спектаклем это было круче. Потому что зритель театра на Юго-Западе был не перед экраном, а внутри действа. За два антракта зрители успевали перезнакомиться между собой. В мужской туалет приходилось ходить через сцену, на второй этаж, в гримёрки. Пока я дежурила, между «Делом» и «Смертью Тарелкина» мыла сцену. У Славы Гришечкина, исполняющего роль Тарелкина, был монолог, во время которого он по сцене катался. Если не мыть, то можно было задохнуться от пыли. Пока я мыла пол, я беседовала со зрителями. Это было так естественно. Каждый из них готов был мне помочь.
О чём был спектакль? Про взятки, про коррупцию вроде. Только сначала это была любовная история, трагичная, как у Шекспира. А потом шла чертовщина. Люди превращались в бесов, в оборотней. Это был уже Стивен Кинг. Если бы Стивен Кинг умел так смешить. А так про взятки, конечно.
Отрывок из книги Анны Китаевой «Мой ВРБ»
-
Действующие лицаЧасть 1. «Свадьба Кречинского»
- Муромский Петр Константинович, ярославский помещик — Белякович Сергей Романович
- Лидочка, его дочь — Бадакова Надежда Александровна, Кудряшова Тамара Никитична
- Атуева Анна Антоновна, ее тетка — Сивилькаева Наталия Юрьевна
- Нелькин Владимир Дмитриевич, помещик, сосед Муромских — Мамонтов Алексей Николаевич, Иванов Анатолий Николаевич
- Кречинский Михаил Васильевич — Ванин Алексей Сергеевич
- Федор, слуга Кречинского — Гройзбург Марк, Наумов Александр Николаевич
- Трифон, слуга Кречинского — Черняк Валерий Александрович
- Расплюев Иван Антонович — Садальский Станислав, Белякович Валерий Романович, Коппалов Владимир Петрович, Борисов Виктор Алексеевич
- Щебнев, купец — Колобов Геннадий, Авилов Виктор Васильевич
- Бек Никанор Савич, ростовщик — Гришечкин Вячеслав Германович, Писаревский Сергей
- Светские дамы на балу (1988-1989) — Бочоришвили Ирина Автандиловна, Буслаева Мария, Кудряшова Тамара Никитична, Татаринова Галина, Уромова Лариса Владимировна, Киселева Анна
- Светские дамы на балу (1990-1997) — Бочоришвили Ирина Автандиловна, Дымонт Карина Эдуардовна, Галкина Галина Анатольевна, Иванова Ольга Викторовна, Уромова Лариса Владимировна, Дюнина Анна
- Гости на балу (1988-1989) — Гройзбург Марк, Задохин Александр Валентинович, Колобов Геннадий, Коппалов Владимир Петрович, Писаревский Сергей
- Гости на балу (1990-1997) — Авилов Виктор Васильевич, Гришечкин Вячеслав Германович, Задохин Александр Валентинович, Коппалов Владимир Петрович, Писаревский Сергей
Часть 2. «Дело»- Муромский Петр Константинович, ярославский помещик — Белякович Сергей Романович
- Лидочка, его дочь — Бадакова Надежда Александровна, Кудряшова Тамара Никитична
- Атуева Анна Антоновна, ее тетка — Сивилькаева Наталия Юрьевна
- Нелькин Владимир Дмитриевич, помещик, сосед Муромских — Мамонтов Алексей Николаевич, Иванов Анатолий Николаевич
- Кречинский Михаил Васильевич — Ванин Алексей Сергеевич
- Разуваев Иван Сидорович, приказчик Муромских — Трыков Михаил, Писаревский Сергей,
- Варравич Михаил Кузьмич, действительный статский советник, управляющий департаментом — Авилов Виктор Васильевич
- Тарелкин Кандид Касторович, коллежский советник — Гришечкин Вячеслав Германович
- Князь — Важное Лицо — Черняк Валерий Александрович
- Герц — Ванин Алексей Сергеевич
- Шерц — Гройзбург Марк, Борисов Виктор Алексеевич
- Шмерц — Коппалов Владимир Петрович, Задохин Александр Валентинович
- Шило — Игомонов Алексей, Наумов Александр Николаевич
- Тарелкин Кандид Касторович, коллежский советник, он же Сила Силыч Копылов — Гришечкин Вячеслав Германович
- Мавруша — Бадакова Надежда Александровна, Кудряшова Тамара Никитична
- Варравин Михаил Кузьмич, статский генерал, он же капитан Полутатаринов — Авилов Виктор Васильевич
- Ох Антиох Елпидифорович, частный пристав — Ванин Алексей Сергеевич
- Расплюев Антон Антонович, квартальный надзиратель — Садальский Станислав, Белякович Валерий Романович, Коппалов Владимир Петрович, Борисов Виктор Алексеевич
- Шатала — Белякович Сергей Романович, Иванов Анатолий Николаевич
- Качала — Трыков Михаил, Наумов Александр Николаевич
- Болтало — Мамонтов Алексей Николаевич, Задохин Александр Валентинович
- Брандахлыстова Людмила Спиридоновна, прачка — Сивилькаева Наталия Юрьевна, Белякович Сергей Романович
- Купец Попугайчиков Флегонт Егорович — Мамонтов Алексей Николаевич, Коппалов Владимир Петрович
- Помещик Чванкин — Черняк Валерий Александрович
- Дворник Пахомов — Гройзбург Марк, Писаревский Сергей, Китаев Игорь Игоревич
-
Создатели спектакля
- Постановка и сценография: Белякович Валерий Романович
- Помощники режиссера: Бочоришвили Ирина Автандиловна, Авилова (Задохина) Ольга Васильевна
- Звуковое оформление: Лопухов Анатолий Николаевич
- Художник по свету:Овчинникова Наталья, Климов Вячеслав Александрович
- Пошив костюмов: Буслаева Мария,Кравцова Татьяна, Пушкин Александр, Окуньква Екатерина
- Изготовление масок — Бочоришвили Ирина Автандиловна
Фотогалерея