Информация:
Сезон 12 (1988-1989)
Наводнение в Бангладеш оставляет без крова 25 миллионов жителей. Землетрясение в Таджикистане уносит жизни сотен людей. В Алжире вводят чрезвычайное положение из-за роста цен и безработицы. В Советском Союзе, в Нагорном Карабахе, чрезвычайное положение вынуждены ввести по причине обострения межнациональной розни. Джордж Буш-старший становится 41-ым президентом США, Михаил Горбачёв – председателем Президиума Верховного Совета СССР. Горбачёв и канцлер Западной Германии Гельмут Коль подписывают в Бонне документ, который предоставляет право всем восточно-европейским государствам решать, какая политическая система будет определяющей в их странах. Поляки выбирают президентом генерала Ярузельского. Венгерские войска демонтируют 218-километровый забор из колючей проволоки на границе с Австрией. Волнения в Прибалтике и в Грузии. Горбачёв отдаёт приказ военным разогнать митинг на проспекте Шота Руставели в Тбилиси. 21 погибший. Их похороны превращаются в массовый антисоветский митинг. Студенческие волнения на площади Тяньаньмэнь в Пекине заканчиваются разгоном демонстрантов с помощью бронетехники: тысячи погибших и арестованных. В Иране Аятолла Хомейни призывает к убийству писателя Салмана Рушди, обвиняет его в богохульстве и назначает за него награду в миллион долларов. Чешский писатель Вацлав Гавел заключён в тюрьму за подстрекательство к беспорядкам в Праге. Последние советские солдаты уходят из Афганистана.
В магазинах пустеют полки. В Лужниках отводится место для ежедневных митингов. Власти объявляют о массовой реабилитации граждан, осужденных с 1930 по 1950 год. Михаил Горбачёв реформирует властные структуры. Высший орган власти теперь – Съезд народных депутатов. Между съездами страной руководит Верховный Совет. Впервые проводятся альтернативные выборы. Ельцин побеждает в Москве. Создаётся Межрегиональная депутатская группа, первая советская легальная парламентская оппозиция. Заседания первого Съезда народных депутатов смотрит по телевизору вся страна. При необходимости выйти на улицу люди берут с собой радиоприемники. Бастуют шахтёры. Советские хоккеисты уезжают играть в НХЛ.
В тренде ленинградское телевиденье: Невзоров и его передача «600 секунд». Видеоканал «Пятое колесо» берёт интервью у отца Александра Меня, академика Сахарова, следователей Гдляна и Иванова. Создатель «Популярной механики» Сергей Курёхин с экранов телевизоров утверждает, что Владимир Ильич Ленин – гриб. Алан Чумак с тех же экранов «заряжает» воду в посуде и тюбики с кремом. Газета «Вечерняя Москва» тиражирует «заряженное» фото Алана Чумака, которое предлагается прикладывать к больным местам. Анатолий Кашпировский на свои психотерапевтические сеансы собирает стадионы. В Москве вводят талоны на сахар. Михаил Шемякин возвращается из Парижа. Среди прочего помогает вывозить на родину пленных из Афганистана. Эрнст Неизвестный предлагает проект памятника жертвам сталинских репрессий. Артём Тарасов становится первым советским миллионером, который публично в этом признаётся. В журнале «Новый мир» печатается «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицина. Страна сопереживает Елене Яковлевой в роли «интердевочки» и рабыне Изауре в далёкой Бразилии. Перипетии сюжета первой для наших телезрителей мыльной оперы долго и обстоятельно обсуждаются в растущих очередях.
Осенью 88-го года Валерий Белякович ставит «Трилогию», спектакль по трём пьесам Александра Сухово-Кобылина: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Спектакль ошеломляет. В театре «лом». Шесть часов с двумя антрактами зрители теснятся на неудобных рядах, впритирку друг к другу.
Фанаты втихаря делают аудиозаписи спектакля. За исполнение роли Тарелкина журналом «Театральная жизнь» Вячеслав Гришечкин отмечен как лучший актер 1988 года.
Зрелища побеждают хлеб. В этом году театр на Юго-Западе расширяется в плане пространства. Расширяется за счёт непосредственного и влиятельного соседа по многоэтажной окраине – овощного магазина. «Трилогия» - первый спектакль в этом новом, изменившемся для театра пространстве. Вызов, азарт, режиссёрское счастье. Появилось два выхода со сцены влево - две двери в правой от зрителя стене, ближняя и дальняя.
Из заметки Сидзи Хориэ в газете «Советская Россия» в 1988 году:
«Мне, переводчику из Японии, работающему в Москве уже шесть лет, приятно знакомить своих друзей-японцев с Театром-студией на Юго-Западе под руководством В. Беляковича. Когда мы входим в зал, почти всегда мои друзья восклицают: «Похоже, мы находимся в Токио». Откуда такое впечатление? Начнем с того, что, в отличие от других театров-студий, тёмный, узкий зал, лишённый всяких украшений, напоминает залы наших «подпольных» театров, которые возникли на волне «движения малых театров» шестидесятых годов. У Беляковича нет декораций, как и в наших малых театрах, зародившихся в качестве оппозиции японским коммерческим большим театрам. Экономические круги Японии не поддерживают движение малых театров из-за их явной антикапиталистической направленности. Это приводит опять же к финансовым трудностям малых театров Японии, что породило театральный принцип постановки спектаклей без декораций». (https://teatr-uz.ru/nam-eto-blizko-i-ponyatno)
Весна 89: театр на Юго-Западе летит с гастролями в Америку по нескольким штатам, включая родину Элвиса Пресли Мемфис, везёт на себе «Дракона» и «Трактирщицу». Их встречают с дружелюбным любопытством, советские люди в глубинке Америки - экзотика.
После успеха в Мемфисе, Вашингтоне и Эрбане Валерия Беляковича приглашают в Иллинойский университет города Чикаго преподавать курс режиссуры, а заодно и на постановку спектакля «Дракон» в Театр UIC. (Актёров в этот театр набирают по конкурсу из числа студентов театральных факультетов). В будущем Валерий Белякович поставит там ещё несколько спектаклей: «Ревизор», «Собаки», «Мирандолина», «Мастер и Маргарита». Своих, поставленных Беляковичем, «Мирандолину» и «Дракона» американские студенты привезут в Москву, Ленинград и Киев. В театре на Юго-Западе спектакли сыграют смешанным составом на двух языках одновременно.
В этом же 89-ом - турне по Италии: Венеция, Флоренция, Падуя, Мантуя, Урбино, Верона, Триест – играют «Трактирщицу» и «Женитьбу».
Тем временем в Москве (1988-1989):
- Марк Розовский ставит «Роман о девочках» по незаконченному прозаическому произведению Владимира Высоцкого,
- в театре «Школа драматического искусства» (у Анатолия Васильева) дают «Серсо» Виктора Славкина,
- Олег Табаков у себя в «Табакерке» выпускает спектакль «Билокси-блюз» по пьесе Нила Саймона,
- Сергей Женовач в театре-студии «Человек» представляет публике «Панночку» Нины Садур,
- в театре «Сатирикон» премьера Романа Виктюка – «Служанки» по пьесе Жана Жене,
- на Таганке премьера «Бориса Годунова»…
Наступление 1989 года Юго-Запад отмечал в новом театральном буфете, который до этого был подсобным помещением овощного магазина, а в следующем веке превратится в арт-кафе. Сегодня пространство арт-кафе искривляется за счёт зеркал на стенах и колоннах, а тогда посетители буфета смотрели друг на друга сквозь наивные клубы табачного дыма.