Информация:

Сезон 3 (1979 – 1980)

В декабре 1979 года СССР вводит войска в Афганистан. Это становится отправной точкой для процессов, которые приведут к развалу Советского Союза. В 1980 году происходят беспорядки в Польше, забастовщики захватывают судостроительный завод имени Ленина, активизируется профсоюз «Солидарность». СССР впервые за семь лет глушит западные радиостанции.
Советские космонавты Валерий Рюмин и Леонид Попов устанавливают новый мировой рекорд продолжительности пребывания в космосе (185 суток).
Успехи СССР вдохновляют рабочих в капиталистических странах бороться за социальное государство. В Великобритании – рекордные забастовки (по длительности превышают забастовки 20-х годов).
Более шестидесяти стран объявляют бойкот летней Олимпиаде в Москве.
Фирма Sony создаёт Walkman (портативный аудио плеер). Человек впервые гуляет по улице в наушниках и сам себе выбирает саундтрек к тому, что видит и чувствует.
Pink Floyd выпускает альбом The Wall. Главный герой (рок-звезда) по кирпичикам воздвигает вокруг себя стену, в результате чего полностью отгораживается от общества. Стенли Кубрик демонстрирует публике триллер «Сияние». В Нью-Йорке фанатик убивает Джона Леннона.
В театре на Юго-Западе – премьера: «Мольер». Принято отмечать, что «Кабала Святош» Михаила Булгакова – это о взаимоотношениях художника и власти. Если взять шире и глубже, то дело во взаимоотношениях художника с людьми вообще, в осознании места художника в обществе.
Умберто Эко публикует «Имя Розы». Умирают Жан-Поль Сартр, Генри Миллер и Владимир Высоцкий. В Москве рождается Михаил Белякович, в Баку – Фарид Тагиев. Денис Нагретдинов уже встал на ноги, ему исполняется год. Они выйдут на сцену театра на Юго-Западе в следующем тысячелетии. А пока на эту сцену пускают Бориса Гребенщикова.

Валерий Белякович:
«В первые сезоны «Юго-Запад», не имея ещё обширного репертуара, часто предоставлял свою площадку всем желающим. Этим пользовались многие замечательные, но тогда ещё не известные коллективы. Артём Троицкий, давний друг театра, впервые вывез в Москву на «Юго-Запад» ансамбль «Аквариум» с Борисом Гребенщиковым, «Зоопарк» с Майком Науменко, Сашу Синицына с группой «Центр». Выступали барды - Манана Менабде, Александр Башлачёв, ленинградский клуб-театр «Суббота», театр «Лукоморье», коллектив Олега Кисева и другие.
Для всех этих коллективов официальные площадки были закрыты, в этом смысле «Юго-Запад» конца 70-х годов – московский центр андеграунда.
Стоит ли и говорить, что тогда все эти выступления были бесплатными, и это было нормой – людям важно было высказаться…»
«Призвание – Юго-Запад» (стр. 35)
В ноябре 1979 на Юго-Западе премьера - «Старый дом». Кровать с продавленными пружинами, допотопный радиоприёмник с ретро-песнями, стиральное корыто, газовая плита с железным чайником, тарелка с настоящей селёдкой – ничего подобного в спектаклях театра на Юго-Западе больше никогда не появится. Режиссёр любовно выставляет на сцену весь этот «антиквариат», который собирал, работая дворником по соседству со своим театром) и на этом прощается с «бытовухой». Впрочем, будет ещё «Самозванец», там тоже было много предметов на сцене. А больше уже никогда. В театре Беляковича «дяди Вани и тети Мани» не сидят на диване.
Валерий Белякович:
«Алексей Казанцев написал гениальную пьесу «Старый дом». Манифест поколения, - Теннесси Уильямс отдыхает. Не было в Союзе города, где бы эта пьеса не шла, - настолько там всё было про нас. Вся страна была как громадный «Старый дом», в котором торжествовала рязаевщина, из которого изгонялись подобные Юлии Михайловны и лишались гражданства – Галина Вишневская, Мстислав Растрапович, Владимир Войнович и другие». (из интервью радиостанции «Маяк», «Призвание – «Юго-Запад», стр. 40)

В этом сезоне еще две премьеры: «Жаворонок» и «Мольер». Во всех трех спектаклях единая тема – «человек и люди», личное и общественное. В «Старом доме» герой противостоит «кухонной морали», соседи по коммуналке ломают его личную жизнь. В «Жаворонке» героиня вдохновляет целый народ на подвиг, народ не спасает её от костра. В «Мольере» великий комедиограф несёт свет просвещения в тёмные души и надрывается на этом поприще.

Валерий Белякович:
«Хотел того «Юго-Запад» или не хотел, но все его спектакли в большей или меньшей степени всегда были связаны с тем, что происходило в стране. И появление спектакля о Жанне д’Арк в репертуаре театра в год высылки Андрея Сахарова, в год московской Олимпиады, которую бойкотировали за Афганистан шестьдесят семь стран, в год когда Валерию Новодворскую отправили за решетку, было не случайным.
Галина Галкина играла самозабвенно, неистово, отстаивая право на свободу личного выбора…» («Призвание – «Юго-Запад»», стр. 43)
10 января 1980 года умирает Борис Равенских, театральный режиссёр, профессор ГИТИСа, педагог Валерия Беляковича. «Мольера» Валерий Романович посвящает памяти своего учителя.
«Мы поставили спектакль «Мольер» как светлый реквием художнику-человеку, утверждающему правду жизни и верному своему предназначению. Для нашего театра спектакль «Мольер» стал программным, заставил пересмотреть всё, что мы сделали до сих пор. Многое показалось мелким и неубедительным, но вместе с тем во всех наших спектаклях мы вдруг увидели нечто общее, доселе лишь интуитивно угадываемое, - то, что их объединяет и делает именно нашими спектаклями. В самом деле, о чём написана наша «Женитьба»? О человеке, о его незащищенности и стойкости одновременно, о человеке с его страстями и слабостями, о том, как важно остаться верным своей сущности, своей природе, а значит, суметь противостоять неизбежному давлению всего, что чуждо твоей индивидуальности. Почему, собственно, Подколесин прыгает в окно? Это бунт, реакция на кочкарёвщину. Подколесин пусть бессознательно, но бунтует против насилия над собой. Разве не так? А рядом, вот они – Яичница, Анучкин, Жевакин, те, кто по разным причинам не смогли в своё время взбунтоваться, «выпрыгнуть в окно» и потому с неизбежностью увязли в паутине того мелкого и бездуховного, что есть в каждом. И мне кажется, вот эта борьба за человека в поддержку его стремления во что бы то ни стало отстоять себя, свою индивидуальность, свою личность, свободу выбора, наконец, так или иначе лежит в основе всех наших спектаклей».
Валерий Белякович («Становление», 1988, стр. 10)

Труппа театра пополняется новыми сподвижниками. Они из тех зрителей, которые раз попав на Юго-Запад, решают во что бы то ни стало стать частью всего того, что здесь происходит. Александр Задохин, Владимир Коппалов, Александр Упорин, Валерий Черняк… Это «вторая волна», те которые пришли после основоположников. Теперь их очередь дневать и ночевать по адресу «Вернадского, 125».

Закрыв сезон, актёры во главе с режиссёром едут в Крым.

«Во время летней Олимпиады-80, которую, как шутили добрые люди, в Москве проводят вместо обещанного коммунизма, «Юго-Запад» осуществил, как сейчас представляется, одни из самых своих необычных гастролей – решили примерить на себя тяготы и лишения бродячих артистов времён Мольера и отправились с фарсом «Лекарь поневоле» в никуда. Просто сели на поезд и доехали до Севастополя. Далее расписание было импровизированным – выступали и в пионерском лагере, и на городской площади, и в туберкулезном санатории, и в воинской части, и в крымской обсерватории, и в международном лагере «Спутник», и просто на пляже.
Это была замечательная школа именно по отработке техники народной, площадной манеры актерской игры, где тебя не поддерживают ни музыка, ни свет, а ты один на один с публикой и – давай: развлекай, удерживай, заставляй смеяться и бить в ладоши. Часть реприз из «Лекаря» затем были введены в спектакль «Мольер». «Ночевали, где придётся и ели, чем покормят. Пытались, конечно, продавать билетики по 50 копеек, но как-то было неловко – мы ведь привыкли задарма играть, - вспоминает Галина Галкина, - но это были самые дорогие гастроли в моей жизни»»
В.Р. Белякович («Призвание -«Юго-Запад»», 2002, стр. 49)

Анна Китаева

04.10.1979Как быть с вдохновением

П. КуликовГазета МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, №227 от 4 октября 1979 года

01.1980Последнее интервью Бориса Равенских

Беседовала ленинградский критик Татьяна Борисовна Забозлаеваянварь, 1980 года

12.1979Достойное начало

Е. Давыдовагазета МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, декабрь, 1979 года