Заслуженный артист России

Леушин Олег Николаевич

Главная / Артисты / Леушин Олег Николаевич

Информация:

Художественный руководитель, артист Театра на Юго-Западе

Олег Леушин – актёр редкой профессиональной судьбы. Ему довелось в одном и том же спектакле сыграть и Гамлета, и Клавдия, а в другом спектакле и Хлестакова, и Городничего. Трудно переоценить, как подобная смена точек зрения способна обогатить личностно. В июне 2011-го года Валерий Романович Белякович был назначен художественным руководителем драматического театра имени К.С. Станиславского, а во главе театра на Юго-Западе он оставил своего ученика, Олега Николаевича Леушина. После 20 лет актёрской карьеры в юго-западном коллективе Олег поменял точку обзора, став художественным руководителем.

22 апреля он в качестве режиссёра выпустил спектакль «Люди и джентльмены» по пьесе Эдуардо де Филиппо.

Ниже чудесная статья Александра Смольякова.
Текст немного устарел, но не потерял значимости.

Есть люди, которые хотят вещей реальных и вполне обыденных: личного счастья, благополучия, уверенности в завтрашнем дне. Это люди Земли.

Есть люди, которые хотят вещей из ряда вон выходящих, но при этом вполне достижимых: звездной карьеры, собственного острова, миллионного состояния, наконец. Это люди Огня.

А есть люди, которые хотят вещей невозможных, но именно поэтому столь желанных: звезд с неба, счастья для всех людей сразу или вечной любви. Это люди Воды. К людям Воды принадлежат почти все герои Олега Леушина. Калигула, Меркуцио, Хлестаков - странное сочетание ролей. Романтический деспот из экзистенциалистской драмы Камю, ренессансный хулиган и насмешник Меркуцио, и призрачное порождение бескрайних просторов Российской империи получеловек-полуфантом Хлестаков. Из менее крупных и, возможно, чуть менее значимых ролей - Коровьев в "Мастере и Маргарите", Кочкарев в "Женитьбе" и… Питон Каа в "Маугли". Есть ли в этих актерских работах что-то общее? Существует ли "лирический герой" Олега Леушина? …

Он выходит в струящейся серебристой одежде, тихий и грустный, как лунный Пьеро. Слова падают с губ, словно жемчужины в густую темную воду. Ломкий манерный жест. Самодостаточность каприза, ранимость утонченности. Такие обычно и становятся императорами Рима и входят в историю под именем Калигула. Резкий срыв ритма. Развязный парень в еле держащихся на бедрах кожаных джинсах, неприкрытая наглость, нарочито холодный взгляд. Не в меру расшалившееся дитя в переходном возрасте - нервное, помешанное на сексе и самоутверждении - неожиданно оказалось на троне могущественной империи. Это тоже Гай Цезарь Калигула. Но каков бы он ни был, он индивидуальность. В противоположность безликой толпе трусливых сенаторов, которые хоть и решаются на убийство диктатора, но так толпой и остаются. Олег Леушин почти оправдывает своего героя, ужаснувшегося безысходности и бессмысленности человеческого бытия. Его Калигула подобен Гамлету, которому вместо вопроса "быть или не быть" сразу навязали ответ "НЕ быть". Искренность - последняя маска его Калигулы. Маска, под которой скрывается звенящая пустота души, не сумевшей принять этот мир. И сюжет летит к финалу, и вот уже Калигула остается наедине с темными колоннами дворца и синими лучами света, пересекающими по диагонали пространство. Синий - цвет вечности, а вечность, как и луна, недостижима для него, в отчаянии бьющегося в плену синих лучей. Погибли два человека, которые, несмотря ни на что, любили его. Логично, что очередь за ним.

Калигула последний, Меркуцио первый в череде смертей "печальнейшей повести на свете". Великосветский щеголь в белом плаще, денди эпохи Ренессанса, аристократ в каждом повороте головы. Ироничный, изящный, стильный, и все эти эпитеты в превосходных степенях! "Я ряженный, пусть маска и краснеет". О да! Чего-чего, а красного цвета будет достаточно и в костюмах горожан Вероны, и в странных тонких полосках, которые оставляют на человеческой коже стальные клинки. Знает ли этот Меркуцио финал? Вряд ли. Он просто знает жизнь, в которой каждый, кто хоть чем-то выделяется из толпы, обречен. И поэтому так зачаровывает белый плащ, кружащийся вокруг его затянутой в черное фигуры. Словно это шелест крыльев Ангела смерти. Не мог такой Меркуцио проиграть поединок Тибальту! Слишком точны его движения, а манера фехтовать напоминает замысловатый танец. Но танцору нельзя мешать… "Чума возьми семейства ваши оба…" Эти слова срываются полукриком-полустоном. Он еще пытается оставаться прежним ироничным Меркуцио, но маска уже спадает с лица, открывая трагического героя. Первая смерть в первой трагедии Шекспира. Первое сомнение в величии ренессансного гуманизма.

Герои Леушина заставляют сомневаться в самых простых и очевидных вещах. В реальности жизни, в непостижимости истины, в конечности любви. Как сам Олег Леушин заставляет сомневаться в привычных представлениях о природе актерского творчества. Его техника филигранна, но никто не осмелится утверждать, что Леушин работает только на технике. Его герои порою очень похожи на него самого, но вряд ли можно найти роль, которая сделана по принципу "я в предлагаемых обстоятельствах". Его поиск скорее всего интуитивен, но как продумана и точна каждая деталь от линии грима до случайно брошенного взгляда. Он вполне может носить звание короля вводов. Но никто никогда не догадается, что Кочкарев или Меркуцио - это вводы. Любая роль ему "в листа". Словно не только на него поставленная, но и для него написанная.

Его Хлестаков - тоже ввод. Но какая роль! Валерий Белякович выстраивает свой спектакль как смешную и одновременно страшную фантасмагорию, постоянно напоминая зрителю, что Гоголь не только автор двух блестящих сатирических комедий и "Мертвых душ", но и захватывающего воображение "Вия". В первом своем появлении Хлестаков - легкомысленный столичный хлыщ, капризный и непутевый. Он ругает Осипа и заискивается перед трактирным слугой. Но как только городские чиновники начинают проявлять к нему внимание, он преображается. Их хитрость, наглость и глупость, их страх перед начальством наполняют Хлестакова какой-то чудовищной силой. В сцене "сватовства" к Марье Антоновне он превращается в настоящего вампира, который, правда, питается корыстолюбием и подхалимством. "Отдайте ее мне!" - рычит он, и кажется, что кровь стекает с уголков рта, в котором сверкают острые клыки. Фарс и трагедия - любимые стихии Олега Леушина.

Может ли он сыграть романтическую драму или бытовую пьесу из современной жизни? Скорее всего, да. Но сказку может точно. В спектакле "Маугли" он играет питона Каа. Режиссер Дмитрий Калинин увидел в киплинговской "Книге джунглей" историю из жизни современного города, который и есть своеобразные джунгли. Волки в красных пиджаках, светская дама - пантера Багира… А питон Каа, некий военный начальник в огромной длинной шинели с эполетами, отдающий команды тихим, вкрадчивым и одновременно отрешенно надменным голосом. Полуприкрытые веки, брезгливый изгиб рта. Странное, красивое, страшное и несомненно сказочное существо. Наверное, современный город только и может рождать такие сказки.

Какой Леушин в жизни? Не знаю, хотя видел его вне сцены не один раз. Не могу описать и сформулировать. На сцене же: кошачья-змеиная-спортивная пластика, отточенность движений, как и вообще всей внешней формы роли, молниеносность оценок и быстрая смена эмоциональных состояний, чуть снисходительная улыбка и неизменный вопрос в глазах. Звезды с неба, счастье для всех людей и вечная любовь, - почему все эти вещи считаются невозможными?

Александр Смольяков

2015 - СЫН МОЕГО ОТЦА - Дашкевич
2015 - СПАСЁННАЯ ЛЮБОВЬ - Кирилл Лаврентьевич, муж Лены
2014 - СИЛЬНЕЕ СУДЬБЫ - Олег Донской
2014 - ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА-2 - Вениамин Караев
2014 - ЛЕСНИК - директор интерната
2014 - ЗЕМСКИЙ ДОКТОР. ЛЮБОВЬ ВОПРЕКИ - Дмитрий Швецов
2014 - БЕСПОКОЙНЫЙ УЧАСТОК - Кирилл Ильин, кукольник
2013 - ЗЕМСКИЙ ДОКТОР. ВОЗВРАЩЕНИЕ - Дмитрий Швецов
2012-2013 - СКЛИФОСОВСКИЙ (2 сезон) - Валерий Котов, член совета директоров Газпрома
2012 - ЛЮБИТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ - Константин, бывший муж Марины
2012 - БИГЛЬ - Дмитрий Аристов, журналист, жених Алины
2011 - ПРОФИЛЬ УБИЙЦЫ - Егор Львович Косачёв, брат губернатора
2011 - МОСКВА. ТРИ ВОКЗАЛА - Владимир Сергеевич Раевский
2011 - ЛЮБВИ ВСЕ ВОЗРАСТЫ... - Макс Фомин-Неделин, музыкальный критик
2011 - КУПИДОН - Степан Анкудинов, артист
2011 - КРУТЫЕ БЕРЕГА
2011 - КОНТАКТ 2011 - Том Аркет
2011 - ЗЕМСКИЙ ДОКТОР. ПРОДОЛЖЕНИЕ - Дмитрий Швецов
2011 - АДВОКАТ-8 - Павел Леонидович Маевский, председатель клуба
2010 - СТЭП БАЙ СТЭП - Роман Златославский
2010 - ЗЕМСКИЙ ДОКТОР - Дмитрий Швецов
2010 - ЗАПИСКИ ЭКСПЕДИТОРА ТАЙНОЙ КАНЦЕЛЯРИИ - юродивый
2010 - ЗАКОН И ПОРЯДОК. ОТДЕЛ ОПЕРАТИВНЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ-4 - врач (26 серия)
2010 - ДОМ ОБРАЗЦОВОГО СОДЕРЖАНИЯ - Егор Семёнович Нахабин, режиссёр
2009 - ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ-2 - Геннадий Заславский, начальник экспедиции
2009 - ПРИНЦЕССА И НИЩЕНКА - доктор Калиновский
2009 - ЛОГОВО ЗМЕЯ - Роланд
2009 - В ОДНОМ ШАГЕ ОТ ТРЕТЬЕЙ МИРОВОЙ - Джон Кеннеди
2009 - ВИСЯКИ-2. ОТДЕЛ КОНТРОЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ - Вячек
2008 - ПРОКЛЯТЫЙ РАЙ-2 - Паша-олигарх
2008 - НОВОГОДНЯЯ ЗАСАДА - Сергей Журавский
2008 - КРИМИНАЛЬНОЕ ВИДЕО-2 - Мещеряков
2008 - ЗВЕРОБОЙ - Георгий Валаховский, "Викинг"
2008 - ВИСЯКИ - Вячек
2007-2008 - ТАТЬЯНИН ДЕНЬ, Максим
2007 - СЛУГА ГОСУДАРЕВ - шведский драбант
2007 - СВАХА - Олег
2007 - МУЖ НА ЧАС - Захар Краснопольский, известный сценарист
2007 - МЕСТЬ - Андрей
2007 - ДЕНЬ ГНЕВА - Алёхин
2006-2007 - ПРОКЛЯТЫЙ РАЙ - Паша-олигарх
2006 - ПОД БОЛЬШОЙ МЕДВЕДИЦЕЙ - Феликс
2006 - ЛЮБОВНИКИ - Миша, хозяин ресторана
2005 - ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ - Виктор
2006 - СВОЙ ЧЕЛОВЕК - помощник Шаповалов
2005 - АЛЕКСАНДРОВСКИЙ САД - следователь
2004 - РУССКОЕ ЛЕКАРСТВО - эпизод
2004 - ПРОЩАЙТЕ, ДОКТОР ФРЕЙД! - Феликс, управляющий фирмой Василия и жених его дочери
2004 - ВСЕГДА ГОВОРИ "ВСЕГДА"-2 - эпизод
2003 - ВСЕГДА ГОВОРИ "ВСЕГДА" - Вадим
2002 - РУССКИЕ В ГОРОДЕ АНГЕЛОВ - эпизод
2002 - КОДЕКС ЧЕСТИ-1 - эпизод
2002 - БРИГАДА (12-я серия) - эпизод
2001 - ШКОЛА ЭТУАЛЕЙ
2000 - НОВЫЙ ГОД В НОЯБРЕ - эпизод
1991 - ГРУППА РИСКА - молодой сварщик
1990 - САФАРИ-6 - солдат
1990 - ГРАЖДАНСКОЕ ПАРИ (короткометражный)
1986 - ЖЕЛЕЗНОЕ ПОЛЕ - Дима, сын Бобылёвых

Роли текущего репертуара:

Сыгранные роли:

21.08.2015 Олег Леушин: Крым в России – это счастье!

Полина ШороховаИнтернет-издание газеты НА ЗАПАДЕ МОСКВЫ от 21 августа 2015 года