Информация:

Предшествие (1964 - 1973)

Для того чтобы вести в дальнейшем разговор об истории «Юго-Западного театра», прежде всего, обратимся к театральной юности «вождя» и попытаемся понять, откуда, же это у Валерия Беляковича – простого востряковского паренька с окраины Москвы, родившегося в обычной рабоче-крестьянской семье, а до семи лет вообще жившего у бабушки в глухой рязанской деревне без электричества… откуда у него вдруг вспыхнула эта страсть к лицедейству, какие, где и когда проходил он свои театральные университеты, давшие ему знания, право и силы для создания своего «Юго-Запада».

На самом деле, до «Юго-Запада» Валерий Белякович прошел не один театральный университет, первым из которых был ТЮМ, куда 14-летний Валерий в 1964 году, влекомый смутно ощущаемым призванием, робко пришел прослушаться. Ему повезло, он попал к замечательным театральным педагогам – Е. В. Галкиной и В. Н. Петухову. В ТЮМе он участвовал в спектаклях «Король-олень», где также были заняты начинавшие тогда Наталья Гундарева, Владимир Иванов, Ольга Науменко; в спектакле «Девятая симфония», по пьесе Ю. Непринцева, где Валерий Белякович сыграл самого Николая Островского; в спектакле «Урок дочкам», который и в своем театре поставит спустя некоторое время.

Четыре последующих года, проведенных Валерием Беляковичем в ТЮМе, можно было смело приравнять к среднему театральному образованию. Кроме актерского мастерства, в первый год студийцы ТЮМа занимались практически движением (его вел молодой актер Таганки Вячеслав Спесивцев). Со второго года студийцы уже были заняты в спектаклях ТЮМа, которые шли регулярно, и афиша версталась за месяц.

Следующим серьезным и уже вполне профессиональным театральным университетом стал для Беляковича трехлетный актерский опыт работы в театре Юденича – конкретном авторском театре. Белякович был принят в труппу театра в 1971 году, где в это время шли спектакли «Оптимистическая трагедия», «Вестсайдская история», «Город на заре». На репетициях Валерий Белякович учился, прежде всего, основам режиссуры, законам музыкального оформления спектакля, понятию темпо-ритма спектакля…

Третий театральный университет Валерия Беляковича – ГИТИС им. Луначарского. Учеба Беляковича в ГИТИСе шла параллельно с развитием и становлением Театра на Юго-Западе. В 1973 году он поступил на актерский курс к народному артисту СССР А.А. Гончарову. Проучившись там ровно год, он окончательно определяется со своим призванием, и в 1976 году вновь поступает в ГИТИС уже на режиссуру к народному артисту СССР Б.И. Равенских. В третий раз Валерий Белякович появляется в ГИТИСе уже в качестве педагога на курсе у И.И. Судаковой и Л.Н. Князевой.

Ну а теперь вернемся к истокам «Юго-Запада», в 1974 году в клубе «Мещерский» состоялся первый «юго-западный» по сути спектакль – «Женитьба Коли Гоголя», а второй премьерой был криминальный фарс «Беда» по мотивам «Беды от нежного сердца» Вл. Сологуба. «Беда» игралась в востряковской библиотеке, которой заведовал Валерий Белякович в тесной каморке для хранения макулатуры, на втором этаже, под самой крышей. Отсюда название – драматический ансамбль «Голуби».

Первый сезон (1977 – 1978)

Первого сентября 1977 года грянул отсчет нового времени в истории мирового театра: «Юго-Запад» открыл свой первый сезон. Начались первые практические занятия актерским мастерством. Необходимо было из двух групп (ребята из Востряково и из ТЮМа) создать монолитный творческий организм, объединенный своей собственной, «юго-западной» школой лицедейства, основу которой составляли принципы площадного народного театра – «буйство глаз и половодье чувств». Постепенно от упражнений перешли к репетициям первого спектакля.

«Урок дочкам» и «Беда от нежного сердца» - первые спектакли, состоявшиеся уже в помещении Театра на Юго-Западе. На «Водевилях» складывался актерский ансамбль «Юго-Запада». В спектакле блистали брат и сестра Ольга и Виктор Авиловы. Ольга Авилова актриса удивительного природного магнетизма, она в совершенстве владела приемами сценического гротеска.

Ирина Бочоришвили, ныне заслуженная артистка России и ведущая актриса театра, которой подвластны все жанры, все роли: от комических старух и стариков (Фекла Ивановна, Псой Замухрышкин) до трагических любовниц (Мадлена Бежар, Леди Макбет), пришла в театр в 1979 году исключительно на спектакль. Она была настолько потрясена увиденным, что тут же напросилась к режиссеру на прослушивание, тут же ему и спела, и сплясала, тут же была зачислена в состав труппы, и тут же получила роль Свахи в «Женитьбе» Гоголя.

В 1978 году в театр пришел, теперь уже известный далеко за пределами родины заслуженный работник культуры РФ Анатолий Лопухов, и жизнь его кардинально изменилась. Посмотрев первый показ водевилей, он, как специалист по всем точным наукам, решил взвалить на себя бремя звукорежиссера и взвалил.