Информация:

Сезон 6 (1982 – 1983)

В начале 1982 года умирает главный идеолог страны Михаил Суслов, в конце года – Леонид Брежнев. Начинаются «гонки на лафетах». К власти приходит Юрий Андропов. Он берёт курс на повсеместное укрепление дисциплины, выпускает водку «Андроповку», при нём к высшей мере наказания приговаривают директора Елисеевского магазина. На пленуме партии из ЦК КПСС выводят министра внутренних дел Николая Щёлокова. Его лишают звания генерала армии и всех наград кроме военных. Вслед за женой он кончает жизнь самоубийством. Его обвиняли в злоупотреблении властью в личных интересах, конфисковали 2 мерседеса и 124 тысячи рублей. Дача, на которой застрелилась супруга Щёлокова, была государственная.
В Великобритании размещаются крылатые ракеты, США вторгается в Гренаду. В Иране аятолла Хомейни делает заявление о том, что ислам – это «религия меча», и на этом основании посылает в Мекку вооруженных паломников. Генеральный синод англиканской церкви отказывается поддержать призыв к одностороннему ядерному разоружению.
Американский космический зонд «Пионер-10» покидает солнечную систему. Советские межпланетные станции «Венера-15» и «Венера-16» выходят на орбиту вокруг Венеры.
Советскую эстраду в первый раз окутывают клубы дыма: «Земляне» поют о «траве у дома». На экранах кинотеатров: «Влюблён по собственному желанию», «Полёты во сне и наяву», «Чучело». Оказывается, что большинство может быть неправым, что не все хотят «ходить в ногу». Валерий Белякович ставит на Юго-Западе «Носорогов» по пьесе Эжена Ионеско.
«Носорогов» запрещают. И это обернётся большой удачей для театра. В аналогичной ситуации с театром-студией Олега Табакова доподлинно известно, какой начальник и какую бумагу подписал. Не смотря на курс Андропова на ужесточение дисциплины по всем фронтам, запрет «Носорогов», скорее всего, был устный, исходил от районного начальства. «Юго-Западу» сыграла на руку его удалённость от центра и роль театра многоэтажной окраины, а чуть позже «Носороги» вернулись на сцену ни у кого не спрашивая разрешения.
Наличие в репертуаре запрещенного спектакля резко повысило акции театра-студии на Юго-Западе в тогдашнем театральном и околотеатральном мире. Читающая публика рукоплескала, в частности такие её представители, как Валерия Новодворская (переводчик пьесы).
Пьесу Ионеско Валерию Беляковичу чуть ли не насильно всучила Елена Белосельская, когда он был у неё в гостях. В тот же вечер он прочёл пьесу, и пока читал, «придумал ход» - курящего на сцене носорога, а к утру в его воображении сложился весь спектакль.
Никаких антисоветских выпадов ни у Ионеско, ни у Беляковича не было. Это была всё та же любимая режиссёром тема: взаимоотношения личности и коллектива, противостояние общему мнению. Однако ситуация в стране была такова, что чиновники стали бояться уже всего нового скопом, не разбираясь.
Пьеса заворожила актёров Юго-Запада новизной материала. Они с упоением играли в позавчерашнюю западную жизнь. И это было созвучно всей стране, по которой расползались видео-плёнки с чужеземными фильмами. Советские люди стали примерять на себя их культурный сэконд-хенд.
К шестому сезону существования театра на Юго-Западе публика шла в него косяком. Людей притягивала свобода чувств и мыслей, но самое главное - зрители шли на праздник. В этом сезоне родился спектакль «Театр Аллы Пугачёвой».
Валерий Белякович:
«Дело в том, что с лёгкой руки актрисы Тамары Кудряшовой и самого Валерия Беляковича на «Юго-Западе» царил культ Пугачевой. В.Б. на полном серьёзе считал и считает Аллу Борисовну великой актрисой, и то, что в скором времени в энциклопедиях станут писать про Брежнева как про мелкого политического деятеля времен Аллы Пугачёвой, для В.Б. было очевидно.
Кроме того, «Юго-Запад» творил как бы в параллель А.П. – их звёзды зажглись практически в одно время. Мало того, В.Б. и в ГИТИСе учился в одно и то же время с А.П. Она – на режиссуре эстрады. Они сдавали теоретические дисциплины одним и тем же педагогам, было множество мелких встреч и коротких диалогов с живой легендой, был её театрализованный концерт в ГИТИСе – у Аллы Борисовны к 1982 году накопилось уже столько интересных «драматических» песен, что их с лихвой бы хватило на целый спектакль, чем В.Б. и воспользовался , написав оригинальный сценарий со стихотворными вставками.
На сцене куролесил мир героев Пугачевой: Арлекино, Паромщик, Бедный Художник; по ходу спектакля они трансформировались в Маэстро Паулса, поэта Резника, певцов Кузьмина, Леонтьева, Яака Йолу, в Бабушку Пугачеву, в шаржированную Пугачеву, - но все это, конечно, было бы невозможно без реальной Пугачевой «Юго-Запада» – Тамары Кудряшовой. (…) Истинным чудом было явление самой Королевы со всею свитою на спектакль «Юго-Запада». В зале были сплошь знаменитости, и, когда разгоряченная зрелищем Алла Борисовна самолично вдруг «вырвалась на сцену» и дуэтом стала петь с Тамарой, восторгу аудитории не было границ».
(«Призвание – «Юго-Запад», стр. 62-64)

В шестом сезоне спектакли идут уже почти каждый день. Зал переполнен. Зрители, которым не хватает места, согласны стоять, висеть и лежать, только бы видеть происходящее на сцене. Театр посещают: Андрей Битов, Владимир Маканин, Владимир Мотыль, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Булат Окуджава, Михаил Боярский, Марк Захаров, Евгений Евстигнеев, Александр Володин, Сергей Юрский… Старожилы театра вспоминают и сегодня с каким восторгом ощупывал Сергей Юрьевич Юрский «рукотворные» стены театра на Юго-Западе.

Анна Китаева

02.11.1982Музы на распутье. Полемически заметки о диско-шоу в театре

Александр НалоевГазета СОВЕТСКАЯ РОССИЯ №252 (8003) от 2 ноября 1982 год

28.07.1983О расчете, любви и театре

Е. ДавыдоваГазета МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ от 28 июля 1983 года

27.01.1983В студии на Юго-Западной

Л. СтариковаГазета ЗА ПЕРЕДОВУЮ ТЕХНИКУ, №8 от 27 января 1983 года

02.04.1983Валерий Белякович: Дороги, которые мы выбираем

Газета СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА, №40 от 2 апреля 1983 года

05.1983Театральные студии. Театр-студия на Юго-Западе

М. Князева, Г. Вирен, В. КлимовЖурнал ИСКУССТВО №5, 1983 года

23.07.1983Вступает в партию

Газета ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ, №88 от 23 июля 1983 гоад

06.1983Не пренебрегайте студиями!

Надежда ЛиндовскаЖурнал ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, №11, июнь 1983