В Театре на Юго-Западе опять премьера! После недавней «Кабалы святош» – снова Булгаков, на это раз «Зойкина квартира».
В постановке известной пьесы о нравах нэпмановской Москвы нелегко быть оригинальным, как и сложно им не быть. С одной стороны, спектакль не сходит со сцен страны и уже был поставлен в самых разнообразных вариациях и формах. С другой – сам автор наполнил пьесу таким навсегда актуальным тематическим многообразием, что можно находить к ней бесконечное количество новых подходов и самобытных решений. История Зои Денисовны Пельц – это картина эпохи, определившей поведение и характер героев. Нэп оказался коротким, но ярким периодом в жизни страны, который, благодаря талантливым сатирикам, видится сегодня романтичным и даже веселым. Переносить на сцену декадентскую эстетику мыслей, поведения, костюмов, кокаина и морфия, шулерских затей – неистощимое удовольствие, как для режиссера, так и для актеров. Пьеса «Зойкина квартира» состоит из множества маленьких, самостоятельных сцен, связанных между собой сквозным действием без сильной интриги. Автор будто бы хотел передать через нее колорит времени, оставить для истории архетипы персонажей, приметы современной ему действительности. Поставить такую пьесу, удержав до конца длинного действия интерес публики, непросто.
Режиссер Олег Анищенко складывает свой спектакль из отдельных, перебиваемых короткими блэкаутами, сцен-кадров, каждая из которых самодостаточна, как картина в музее. Почти все они начинаются с музыкальной или танцевальной прелюдии. От фееричности массовых сцен невозможно оторвать глаз, ведь это одно из «фирменных блюд» Юго-Запада: в этом театре на хореографические кавалькады и вокальные номера все большие мастера. Замечательна китайская прачечная: в ней очень точно изобразительно ухвачено своеобразие жизни в чайна-таун. Великолепно подан развеселый бордельчик Зойкиной квартиры. Чудесны и выразительны полные мистического угара сцены ломки и «прихода» Обольянинова. Видно, что эти истории ставились с особым удовольствием. Теперь режиссеру трудно отказаться от такой красоты и сократить их хоть немного, несмотря на то, что они несколько затягивают и без того очень продолжительную трехчасовую постановку.
В сценографии присутствует эклектика стилей – от декаданса и модерна до поп-арта. В музыкальном оформлении слышны излюбленные автором спектакля национальные фольклорные мотивы и современная западная музыка. Такое неожиданное сочетание должно подчеркнуть тихую и родную душевность России, из которой главные герои все, как один, стремятся удрать на Запад.
Самая интересная особенность спектакля состоит в весьма необычном режиссерском решении, дающем пьесе многозначное осмысление, а самой постановке – одновременно практичное и занимательное выражение. Поскольку все герои трагифарса Булгакова стараются казаться не теми, кем являются на самом деле, да и сама «нехорошая квартира» вовсе не то, чем ее выставляет хозяйка, то мотив подмены, мошенничества, подставы является в нем ведущим. Режиссер воспользовался этим фактом сполна и сделал в спектакле не просто два состава (в этом-то как раз нет ничего необычного), а дал всем актерам возможность сыграть в разных составах разные роли. Артисты подменяют друг друга и предлагают зрителю своеобразный пасьянс, замешанный на актерской индивидуальности. Тот, кто в одном спектакле выступает протагонистом, в следующем может оказаться в роли второстепенного персонажа. Эту ролевую «колоду» можно перетасовывать как угодно, позволяя всем участникам постановки побывать в сценическом взаимодействии друг с другом, почувствовать и ответить на эмотивный призыв разных партнеров по сцене, найти для себя новое ощущение роли, внести еще одну нотку в готовый образ. Эта работа не может закончиться никогда, ведь каждый выход на подмостки рождает неожиданные сочетания и столкновения характеров героев.
Таким образом, спектакли, одинаковые по действию, содержанию и внешнему антуражу, абсолютно различны по выразительности, эмоциональности и внутренней наполненности, привносимыми актерами в осуществление образа. Подобная работа для исполнителя почти всегда является экзаменом и экспериментом с возможностью восприятия разных партнеров и пониманием, с кем из них удобнее и интересней строить образ. С невозможностью сфальшивить, даже если это не самый комфортный товарищ по сцене.
Для публики в зале – это спектакль-игра, живой кубик Рубика, позволяющий оценить все грани актерского мастерства исполнителей и увидеть, как совпадают или не совпадают их специфики, получается ли в итоге складная сторона одного цвета или остаются вкрапления квадратиков иных расцветок. Для того, чтобы родилось предпочтение той или иной пары протагонистов, необходимо посмотреть спектакль несколько раз с различными составами. Игра в сравнения увлекает необычайно, отчего выигрывает и театр, и зритель.
«Зойкина квартира» – это история женщины. Зоя Пельц в исполнении Любови Воропаевой порывиста, решительна и бескомпромиссна. Актриса отлично владеет внешним рисунком роли, играет уверенно, зло, целеустремленно. Ее героиня верна в своих действиях, она держит все под контролем и просчитывает ходы. Ей не до сантиментов и нежностей, ведь госпожа Пельц знает, чего хочет.
Хочет Зойка как можно удачнее заработать на своей многокомнатной квартире и сбежать в Париж с возлюбленным графом. Новое время – новые характеры. Слабые мужчины и сильные женщины. Деятельная Зоя – дитя нэпа с его внезапной свободой, конкуренцией и откровенным цинизмом. По замыслу автора пьесы, у героини есть только одна слабость. Она любит непутевого графа Обольянинова и ради него готова идти к достижению цели, не стесняясь в выборе средств. Феминизм в это время как раз дошел до новой России, и расчетливая Зоя Любови Воропаевой мгновенно взяла на вооружение его идеологию. Хлопотная и даже опасная любовь к графу-кокаинисту, пусть и вполне искренняя, для нее всего лишь один из способов устроить свою личную жизнь со всеми удобствами – приятным сердцу партнером, в благополучной и красивой Франции, с немалой суммой денег в багаже.
Заслуженная артистка РФ Карина Дымонт «хватает роль» больше изнутри, берет героиню душевным измором. Ее Зоя почти не меняет линии поведения, она скупа во внешнем выражении эмоций. «Чертика» своей души не показывает никому, прячет коварство за лукавым взглядом, ловко и выгодно кокетничает, принимает рассудочные и скорые решения. Выдавая себя за эмансипе, она остается глубоко на генном уровне, не просто женщиной – бабой, прощающей, жалеющей, вершащей глупости во имя иссушающей любви к никчемному бывшему графу-наркоману. Ее любовь выше желаемой цели и является стимулом к ее воплощению.
Обе дамы циничны, но цинизм одной принципиален, у другой он вынужденно впечатан кровью в сердце. Обе любят, но одна руководствуется этим чувством для достижения цели, другой оно руководит.
Граф Павел Обольянинов, очевидный «маменькин сынок», так и остался большим и избалованным ребенком. Революция вогнала его в полнейшую растерянность. Молодой человек ищет опору и находит ее в модном кокаине и любящей женщине. Обольянинов Владимира Курцебы – психующий красавец, после удачного «прихода» облегченно «рубящий» по клавишам пианино. Герой сам не понимает, любит ли он Зою или ее материнское к себе отношение. Откровенный представитель культуры декаданса, он вальяжен, но надрывен и упадочен в настроениях и действиях. Граф боится лишь отсутствия «дозы» в положенное время. Волшебный укол удачно разведенного морфия рождает в Обольянинове Курцебы напористое желание жить и управлять событиями.
Бывший граф Максима Лакомкина боится прежде всего самой новой жизни. Он постоянно пытается прикрыться от нее руками, словно сведенными в параличе, и исступленно сетует на свою наступившую «бывшесть». Истерик до сипа в горле, граф бежит к Зое, чтобы припасть к источнику морфийной благодати и на время успокоиться в мире энергично осуществляемой ею мечты. В реальной жизни он беспомощен, жалок и не умеет активно включиться в бизнес оборотистой супруги.
Типичнейшая фигура двадцатых-тридцатых годов прошлого века, не раз сатирически представленная в литературе и кинематографе – председатель домкома. Аллилуя, сыгранный Артуром Хачатряном, неумеренно суетлив и, при властных полномочиях, кажется, сам побаивается власти. На всякий случай домуправ лебезит, посматривает на всех снизу вверх, часто оглядывается по сторонам, играет и пристраивается. Его раздирают противоположные чувства и желания – приходится угождать и проявлять властность, оправдываться и обвинять, притворяться самому и верить притворщикам. Артур Хачатрян строит образ из многих составляющих.
Андрей Санников играет Аллилую сугубо гротескно и открыто. У него нет двойного дна, он прям, как палка, уверенно берет взятки и не прячет свою откровенную недалекость под маской умника. Аллилуя Санникова умеет придать себе значимость, как любой индивидуум, скроенный примитивно и однобоко. Ему не надо притираться к людям и ситуациям, все на свете он меряет по себе, ставит себя во главе события.
Колоритного афериста Аметистова тоже играют два актера. Интересно, что этот персонаж появился практически параллельно с Остапом Бендером («Зойкина квартира» 1926, «12 стульев» 1927) и сразу стал архетипом, фигурой характерной для времени НЭПа. На гребне мутной волны новой экономической политики в стране появились шулеры и мошенники всех мастей, и искусство не могло пройти мимо такого живописного персонажа. Герой Антона Белова словно разбрызган по сцене юркими ртутными шариками. Ни секунды паузы, поток бурной жизни, девятый вал идей. Его Аметистов – добрый прохиндей, отпетый хулиган и талантливый выдумщик. Он постоянно играет и изображает кого-либо так, что невозможно определить, кем же он является на самом деле и что в его туманном прошлом есть правда, а что – искусная ложь. Образ, творимый актером, действительно, очень близок к Бендеру добротой души, желанием заработать, пусть и не самым честным путем, но беззлобно и безжертвенно. Как и Бендера, его жалеешь возможно, даже более других героев, которых постигла в конце спектакля одинаково трагическая участь.
Аметистов Фарида Тагиева менее экспромтен и артистичен, более склонен к умозрительным решениям. За его видимой веселостью не чувствуется природного добродушия. Он похож на красивого уличного кота, с внутренней сутью хищника, привыкшего добывать себе пропитание любым способом. Актер сознательно выстраивает внутреннюю линию образа, которая противоречит внешней. На первый взгляд, это отчаянный, обаятельный и предприимчивый мошенник, но внутри себя он темен и даже страшен. За лощеной внешностью живет скрытая угроза. Кажется, он способен на худшее, чем простая афера.
Спектакль многолюден. У некоторых ролей нет второго состава. Гуся-Ремонтного и китайца Газолина играет режиссер Олег Анищенко. Резкий контраст этих двух персонажей позволяет вовсю развернуться актерской сути исполнителя. Газолин, как герой экзотичный, смотрится все же интереснее и дает актеру больше простора для импровизации.
Херувим (Вадим Соколов) – персонаж родом из триллера. Недаром он раскрашен, как «злой арлекин» и носит на лице «приклеенную» клоунскую улыбочку. Он единственный, кто придает напряжения и интриги действию, но не вызывает при этом ни одного доброго чувства.
Алла Вадимовна. В драматургии и литературе существует мнение, что эта героиня стала предшественницей булгаковской Маргариты. В персонаже актрисы Зарины Бахтиевой нет ровным счетом ничего от будущей музы Мастера. Она делает свою роль при помощи специфического гротескного наигрыша, стилистически точно попадая в изображаемую эпоху и сатирические образы от Зощенко, Тэффи, Аверченко.
Горничную Зойки Манюшку азартно играет Ксения Ефремова. Имея слишком интеллектуальную для простоватой горничной внешность, актриса вынуждена болтать ножками и закатывать глаза, придавая образу хоть толику вящей дурости. Природная органика, однако, позволяет ей оставаться достоверной, даже вопреки этому вызывающему несоответствию.
Что же делать, в конце концов, со всей этой шатией-братией? На этот вопрос не ответил и сам Булгаков. Конец его пьесы имеет некую принципиальную незавершенность, и все постановщики должны самостоятельно «закруглять» действие согласно с собственному видению и идеологии спектакля. Если в пьесе героиня грустно прощается в финале с квартирой, то в постановке Юго-Запада она расстается с самой жизнью. Олег Анищенко говорит зрителю прямо: «Гори оно все синим пламенем!» и оставляет героев задыхаться в адовом огне «нехорошей квартиры», которая не выпускает тех, кто в нее однажды вошел. Горят грехи, планы, надежды, преступники и власть предержащие. Среди них нет невинных, но есть ли они вообще на Земле? Наверное поэтому, жалко всех и более всего – единственного настоящего чувства во всей этой истории всеобщего грехопадения: жаль любви, которая тоже оказалась иллюзией. «В общем, все умерли…».
Оригинал статьи можно прочитать здесь