Информация:
Юго-Западные сезоны. Начало
Сезон 1 (1977/1978)
Страна живёт в эпоху «развитого социализма». Сталинскую конституцию сменили на более актуальную, брежневскую. От народа больше не требуют энтузиазма на разрыв аорты. Стабильность в стране поддерживается деньгами от продажи нефти. Деньги тратятся не на частные яхты и дворцы за рубежом, а на улучшение жизни всех граждан. Улучшают как умеют. Бесплатное образование, бесплатная медицина, бесплатное жильё и мизерные коммунальные платежи. А вот джинсы – только в «Берёзке» и у спекулянтов. Цена одной пары сравнима со средней зарплатой.
Молодёжь проводит время в кино, в библиотеках и на дискотеках. В Москве проводится международная книжная ярмарка, люди читают книги не отходя от стендов. Никита Михалков снимает свою «Неоконченную пьесу для механического пианино». Владимир Высоцкий - в зените славы. Фирма «Мелодия» выпускает пластинки с записями шведского музыкального квартета «АББА». Юрий Сенкевич рассекает морские воды на папирусном плоту с Туром Хейердалом. Женщины стоят в очередях за австрийскими и югославскими сапогами, мечтают об итальянских. Валерий Белякович создаёт театр-студию на Юго-Западе по адресу: проспект Вернадского, 125. По стране – бум студийного театрального движения (Табаков, Спесивцев, Кургинян, Розовский – это только в Москве).
Валерию Романовичу в 1977-ом – двадцать семь лет. Он прожил до семи лет у бабушки с дедушкой в Рязанской области. В деревенском доме не было ни электричества, ни книжек. Учителями Валеры были поля, огороды, небо и речка Жрака… Потом родители получили квартиру в Востряково (рабочий посёлок, юго-западная окраина Москвы), и забрали его к себе. Валера пошёл в школу, огляделся, стал искать «где лучше», дошёл до Ленинских гор, нашёл там Дворец пионеров, а в нём ТЮМ (Театр Юного Москвича). Потом - армия (в Востряково было не принято «косить от армии», защищать родину считалось нормальным), два высших образования (филфак Педагогического института и ГИТИС). Для нынешних поколений стоит оговорить, что занятия по Дворце пионеров были бесплатные, тоже и с обучением в обоих вузах.
В ТЮМ Валерий Белякович попал в 14 лет, его педагогами были Е. В. Галкина и В. Н. Петухов. Ставили: «Король-олень» (Карло Гоцци), «Девятая симфония» (Юрий Непринцев), «Урок дочкам» (Иван Крылов). Участвовали среди прочих: Наталья Гундарева, Владимир Иванов, Ольга Науменко. Сцен. движение в ТЮМ-е вёл Вячеслав Спесивцев (тогда молодой актёр из театра на Таганке). После армии Валерий Белякович вернулся в ТЮМ уже педагогом.
В 1971-ом Белякович был принят в труппу театра Геннадия Юденича. В то время на сцене шли: «Оптимистическая трагедия», «Вестсайдская история», «Город на заре». Три года Валерий Белякович учился у мастера.
В 1974-ом Валерий Романович уговорил своего брата Сергея Беляковича и его одноклассников сделать свой театр. В клубе Мещерском сыграли спектакль «Женитьба Коли Гоголя». В рекламных целях сами нарисовали здоровенный «баннер» и прикрепили к нему комбинацию мамы режиссёра. Комбинация развевалась на ветру и привлекала зрителей. Законы площадного театра сработали, успех был полный.
Будучи студентом пединститута Валерий Белякович заведовал библиотекой у себя в Востряково. Вторую премьеру сыграли на чердаке библиотеки, зрители сидели на досках-«жёрдочках». Это была «Беда от нежного сердца» Фёдора Соллогуба. Режиссёр поставил сверхзадачу: «Чтобы зрители от смеха с жёрдочек попадали!». Драматический ансамбль «Голуби» с задачей справился.
Итак, мальчик из рабоче-крестьянской семьи, не имея ни средств, ни знакомств, ни соответствующих семейных традиций получил два высших образования и прошёл практику в двух действующих театрах. К 27-ми годам он был готов организовать свой театр и ему это удалось. Он ходил по кабинетам чиновников, веря, что они там сидят именно для того, чтобы ему помочь, и они помогли. Он основал театр в цокольном этаже жилого дома. Этот дом можно было бы считать символом безликих типовых застроек того времени. У подъезда именно этого дома в 1975-ом Эльдар Рязанов снимал «Иронию судьбы». Валерий Романович сделал это место непохожим ни на одно другое на свете. Это к вопросу о социальных и экзистенциальных лифтах в те далёкие времена.
В 1973 году Валерий Белякович поступил на актерский курс к народному артисту СССР А.А. Гончарову. Проучился год, бросил, в 1976 году поступил в ГИТИС, уже на режиссуру, к народному артисту СССР Б.И. Равенских. А в 1977-ом открыл свой театр.
Театры в одиночку не открывают.
О сподвижниках Валерия Беляковича.
Труппа театра на Юго-Западе сформировалась из «голубей» и «пионеров».
1. Драматический ансамбль «Голуби» - молодые люди из Востряково: брат режиссера Сергей Белякович, его одноклассники и просто знакомые. В Востряково все друг друга знали. К тому времени, как Валерий Романович вернулся из армии, его ровесники уже определились в жизни, а вот ровесники младшего брата ещё не утвердились с выбором. Это были люди рабочих профессий, они прилично зарабатывали. Они не за длинным рублем пошли работать в театр. Первые годы они всё делали бесплатно: строили свой театр, ставили спектакли, играли в них. Виктору Авилову и Сергею Беляковичу было по 23 года в 1977. Они - первые парни на деревне. Женским вниманием не обделены. Явно, что театр им был нужен не за этим.
В ту ночь, когда до утра Валера уговаривал младшего брата Сергея «сделать свой театр», что он ему говорил, чем убедил? Предложил сделать мир лучше?
Ольга Авилова (старшая), Алла Вишневская,Геннадий Колобов, Александр Макаров, Михаил Трыков.
2. Ученики Валерия Беляковича из ТЮМа (он с ними поставил спектакль «Соловей» по Г.-Х. Андерсону) – это «пионеры», пришедшие во Дворец Пионеров выбрать себе кружок по душе. К примеру, Вячеславу Гришечкину было 12 лет и он изначально собирался записаться в авиамодельный кружок, а не в Театр Юного Москвича. Так бы и похоронил свой дар в каком-нибудь конструкторском бюро. Из Дворца Пионеров на Ленинских горах на Юго-Запад также пришли Надежда Бадакова, Галина Галкина, Олег Задорин, Тамара Кудряшова… Многие из этих людей вовсе не пошли учиться дальше после школы, театр на Юго-Западе стал для них университетом. Надо понимать, что для этого поколения общепринятым был стереотип: «школа-институт-работа-пенсия». Чтобы посвятить себя театру им пришлось выдержать давление родственников, сломать все стереотипы. Они дневали и ночевали в театре, по утрам подрабатывали, кто где мог («поколение дворников и сторожей»). Про это состояние души братья Стругацкие, которые, к слову, тоже жили на «Юго-Западе» (Тропарёво), написали в 1965-ом свою фантастическую повесть «Понедельник начинается в субботу».
Итак, Голуби объединились с Пионерами и основали театр, который существует уже пятый десяток лет. На сцену выходят дети основателей, по ней, когда разрешают, бегают их внуки.
«Юго-Западом» (бывшая деревня Тропарёво) этот район Москвы прозвали по названию станции метро «Юго-Западная». Теперь театр на Юго-Западе находится на территории Западного округа, а тогда это был Гагаринский район. Власти Гагаринского района поверили Валерию Беляковичу и отдали ему ключ от помещения, крайне не приспособленного для того, чтобы стать театром. Голуби с Пионерами сами сварили железные ряды , сами обработали знаменитые рукотворные юго-западные стены, сами настелили сцену (для этого пришлось разобрать забор, окружающий соседнюю стройку).
Помогали им зрители – жители окрестных домов. Эти люди узнавали о театре-студии из расклеенных по району самодельных афиш, плюс сарафанное радио. Тропарёво тогда – район интеллигентский, квартиры тут давали врачам, преподавателям, инженерам, учёным, переводчикам, представителям творческих профессий. Они собирали между собой деньги в помощь своему театру, они кормили труппу, они входили в художественный совет и во многом повлияли на репертуарную политику. Как говорил основатель этого дела, «Театр – объединялово страшное».
С первого сентября 1977 года начинается отсчёт нового времени в истории мирового театра: «Юго-Запад» открывает свой первый сезон.
Играют два спектакля: «Женитьба» (Н. Гоголь) и «Уроки дочкам» (И. Крылов и Ф. Соллогуб). Юго-Запад начинает с того, что заставляет зрителей смеяться до упаду. Падать, к слову, некуда. В маленький зрительный зал набивается так много народа, что приходится вдыхать и выдыхать в унисон. На «Уроках дочкам» перед первым рядом стелют ковёр, на нём сидят зрители, которым не хватило места.
Валерий Белякович проводит со студийцами занятия по актёрскому мастерству. Параллельно они обустраивают помещение своего театра, обустраивают с упорством термитов. Этот процесс займёт годы, театр будет видоизменяться каждый год, захватит для своих нужд часть улицы и соседний овощной магазин.
Режиссёр со своей труппой ходит по музеям, в театры, в кино и в турпоходы. Они всё делают вместе.
Зрителей становится всё больше. Они не хотят уходить, они возвращаются снова и снова. Некоторые не уходят вовсе, становясь частью коллектива. В 1978-ом году в театр приходит Анатолий Николаевич Лопухов. Каждый кто попадает в театр на Юго-Западе оставляет тут свой след. Анатолий Николаевич свои следы оставил на каждом юго-западном квадратном сантиметре. Пожалуй, даже кубическом сантиметре, поскольку был звукорежиссёром. Его постоянная забота о театре придавала юго-западной атмосфере особую плотность.
журнал "От Питера до Москвы", ноябрь 2005 год
Интернет-издание газеты "На Западе Москвы" от 22.12.2017
•газета "Вiцебскi рабочы", №51 (22465), от 7 мая 2013 года
•Интернет-версия журнала ТЕАТРАЛ, от 18 февраля 2018 года
•