Информация:

8 сезон (1984-1985)

В декабре 1984 года на Юго-Западе – премьера: «Гамлет».
У театралов того времени на памяти спектакль Николая Охлопкова в Маяковке, поставленный в 1954 году, одноимённый фильм Григория Козинцева (1964) и спектакль Юрия Любимова на Таганке, поставленный в 75-ом. Владимира Высоцкого нет уже четыре с половиной года. Москва соскучилась. Новому времени нужен новый герой.
Спектакль в театре Маяковского был задуман Николаем Охлопковым на очень молодого Гамлета. Главная тема – оскорблённая юность, крушение надежд, молодёжная жестокость и максимализм. Михаилу Козакову, когда его взяли на эту роль было 22 года, Эдуарду Марцевичу и того меньше. ХХ съезд партии, оттепель – время вывело на авансцену молодое поколение.
У Козинцева Гамлет - Иннокентий Смоктуновский. Ему было уже под сорок. Его Гамлет стал взрослее и печальнее. Сомневающийся во всем интеллигент, основные свои монологи принц произносит «за кадром». Так и герои того времени – шестидесятники основные свои монологи произносили на кухнях, оставаясь «за кадром» официальной жизни. Гамлет Смоктуновского был рефлексирующим философом, а не борцом.
Совсем другим стал Гамлет на Таганке. Этот принц между «быть или не быть» выбирал второе, он шёл на смерть, презирая прозябание в стороне. В спокойнейшее с виду время Высоцкий предрекал перемены. В записных книжках актёр писал, что Гамлета надо бы играть на качающейся сцене, чтобы почва уходила из под ног.
Гамлет Виктора Авилова вышел на подмостки в начале Перестройки. Если Высоцкий «раскачивал лодку», то Авилов вставал у штурвала в бурю. У этого Гамлета уже не было выбора между «быть или не быть». (Белякович по вдохновению чуть не выкинул его главный монолог из своего спектакля). Этот принц жил по принципу «времена не выбирают, в них живут и умирают». В будущем японские фанаты скажут: «Мы привыкли видеть Гамлета молодым, слабым и безвольным, а Авилов-сан был самураем».
Юго-Западный «Гамлет» получит международное признание, им будут восхищаться не только в Японии и в Америке, но и на родине Шекспира. Валерий Белякович хотел сделать «лучший театр на земле», и он его сделал. Именно так ощущали происходящее зрители, находясь в маленьком зале на сотню мест.

В марте умирает Константин Черненко. Генсеком избирается Михаил Горбачёв. В апреле он провозглашает курс на ускорение (совершенствование существующей экономической системы), объявляет мораторий на размещение ракет в европейской части страны и предлагает Рейгану провести встречу на высшем уровне. Железный занавес приходит в движение, люди на Западе готовятся учить слова «гласность» и «перестройка».
В восьмом сезоне – еще две премьеры на Юго-Западе. В начале года - «Русские люди» по Константину Симонову. Чтоб не забывали, кто мы такие, когда двинем за рубеж посмотреть, что у них там. В июне – «Школа любви» (по эстонской пьесе), чтоб не забывали о братской любви между народами.

Валерий Белякович:
««Это лучший спектакль о войне, который мне приходилось видеть», - сказала Нина Максимовна Высоцкая на «приёмке» «Русских людей». Несмотря на то, что Владимир Высоцкий пять лет тому назад ушёл из жизни, творческое наследие его всё равно оставалось за оградой официоза (вспомним травлю любимовского спектакля о Высоцком). И то, что «Юго-Запад» музыкально оформил спектакль, посвящённый сорокалетию Победы, исключительно его песнями, было своеобразным вызовом. Мы могли отвечать за успех спектакля только в случае соединения таланта Высоцкого с горечью потерь той войны, ценой которых досталась победа. И ещё: меня вел Мастер – Борис Иванович Равенских. Я помнил этот его спектакль в Малом театре. Я мысленно общался с ним, разбирая пьесу. Одно время Высоцкий работал в театре Пушкина под руководством Б.И. Равенских. (…)
10 марта 1985 года умер очередной временщик, К. Черненко. Наступала «гласность и перестройка», буревестником которой был спектакль «Самозванец», - время Горбачева. В мире к тому времени насчитывалось сто семьдесят стран (против девяносто одной страны в 1955 году). Горбачёв развалом Союза увеличит это их количество. К добру ли, ко злу – История рассудит. А «Юго-Запад» тем временем, крепя дружбу народов бывшего СССР, поставил пьесу замечательного эстонского драматурга Энном Веатемаа «Школа любви». Любви, а не ненависти! Любви, сплочения, понимания, а не развала, конфликтов и отчуждения.
Энн Веатемаа приезжал в Москву и с благодарностью подарил театру книги с автографом…»
(«Призвание – «Юго-Запад»,» стр. 87-88)

С 1984-го года в труппе театра Михаил Докин. Его уникальный художественный темперамент будет влиять на юго-западную эстетику долгие годы. Даже после его смерти в 2008-ом году это влияние останется существенным: в спектаклях будут звучать его стихи, его сын станет мастером по юго-западным свету и звуку.

На Юго-Запад приходят новые зрители. Восемь лет назад, когда всё начиналось, они ещё учились в средней школе. Ко времени их вступления во взрослую жизнь, театр уже получает звание Народного театра. Их предшественники тянулись на Юго-Запад, ощущая его островком свободы. Молодость нового поколения зрителей придётся на эпоху всех свобод, они ухватятся за Юго-Запад, чтобы не утонуть в этом море свободы.

Анна Китаева

03.02.1985От слова ЛЮБЛЮ…

О. ШепитькоГазета КОМСОМОЛЕЦ ДОНБАССА №24 (11049), от 3 февраля 1985

20.01.1985Актёры с Юго-Запада

Б. Багряцкий, Ал. ЕфремовГазета ИЗВЕСТИЯ. НЕДЕЛЯ №3, 1985 14-20 января

06.01.1985Энергия воодушевления

Ольга КучкинаГазета ПРАВДА №6 (24263) от 6 января 1985 года

01/01/1985ТЕАТРЫ НА ОКРАИНАХ

А. Антонов СТРОИТЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА, от 1 января 1985 года