Сезон 19 (1995/1996)

Главная / Сезоны / Сезон 19 (1995/1996)

Информация:

Сезон 19 (1995-1996)

Не утихает междоусобица на Балканах, Говорят, что там пять времен года: зима, весна, лето, осень и война. Продолжается Первая чеченская война. Посольство США в Москве обстреляно неизвестным из гранатомёта РПГ-26.  Ходят слухи, что эту акцию совершил криминальный авторитет Владимир Татаренков  в знак протеста против операции «Обдуманная сила» (кодовое название воздушных бомбардировок авиацией НАТО позиций боснийских сербов 1995 году). Папа римский Иоанн Павел II в специальном послании женщинам признаёт, что католическая церковь на протяжении многих лет дискриминировала их. В Мюнхене 30 тысяч демонстрантов протестуют против решения германского Федерального конституционного суда о том, что принятый в Баварии обычай вешать в школьных классах распятие противоречит Основному закону страны. Саддам Хусейн получает 99,96 % голосов на президентских выборах в Ираке. На встрече министров обороны России и США в Брюсселе достигнута договорённость об участии российских войск в многонациональных силах в Боснии и Герцеговине. Королева Великобритании Елизавета II  приносит извинения племени маори тайнуи (Новая Зеландия) за британскую агрессию в конце 60-х годов XIX века. Власти Нигерии отдают распоряжение о казни через повешение писателя Кена Саро-Вива и восьмерых его сторонников, организовавших кампанию против разрушения природной среды. В Москве открывается первый съезд оленеводов России, который примет решение о создании Всероссийского союза оленеводов.

Осенью в России проводятся залоговые аукционы, в результате которых в собственность ряда коммерческих банков переходят государственные пакеты акций нескольких крупных компаний (таких как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»).  В декабре на выборах в Государственную Думу России второго созыва больше всех голосов получает Коммунистическая партия Геннадия Зюганова (22,3 %). В январе террористы во главе с Салманом Радуевым входят в дагестанский город Кизляр и захватывают здание родильного дома и городскую больницу. В феврале Россия вступает в Совет Европы. В апреле убивают Джохара Дудаева, первого президента самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия.  
27 апреля в газетах опубликовано обращение тринадцати ведущих влиятельных российских бизнесменов, в числе которых были Б. А. Березовский, В. А. Гусинский, В. О. Потанин, А. П. Смоленский, М. М. Фридман, М. Б. Ходорковский. Письмо завершалось предостережением: «Отечественные предприниматели обладают необходимыми ресурсами и волей для воздействия на слишком беспринципных и на слишком бескомпромиссных политиков». Где-то в эти годы страна узнала, кто такие олигархи и зачем они живут среди нас. 19 июня при выходе из здания правительства России задерживаются шоу-мэн Сергей Лисовский и помощник Анатолия Чубайса, Аркадий Евстафьев с коробкой из-под ксерокса, в которой находились полмиллиона долларов наличными. В июле Борис Ельцин побеждает во втором туре президентских выборов.
Во второй тур вышли тогда Геннадий Зюганов  и Борис Ельцин. В первом туре принимали участие Александр Лебедь, Григорий Явлинский, Владимир Жириновский, Святослав Фёдоров, Михаил Горбачёв и другие. Говорят, по итогам голосования победили коммунисты, но в итоге карты легли по-другому. В 1996 году целый ряд знаковых российских артистов (Алла Пугачёва, Филипп Киркоров, Леонид Агутин, Александр Малинин, Евгений Осин, Стас Намин, Андрей Макаревич, «Nautilus Pompilius», «Агата Кристи», «Алиса», «Сплин», «Чайф», «Браво», «Земляне» и др.) принимали участие в предвыборном марафоне Президента РФ Бориса Ельцина — «Голосуй, или проиграешь».

Культурные события того времени: концерты Стинга в Москве; лучший фильм года – «Храброе сердце» (Мел Гибсон), прорыв года – «От заката до рассвета» (Роберт Родригес), также отмечен премиями фильм «Не будите спящую собаку». Чак Паланик  публикует «Бойцовский клуб», Виктор Пелевин – роман «Чапаев и Пустота». Умирают Микаэл Таривердиев, Иосиф Бродский, Ванга и Тимоти Лири. Начинают вещание Муз-ТВ и СТС, а также «Русское радио».  Николай Фоменко скоро зазвучит «из каждого утюга», и стар и млад будет смеяться над его шутками: «С кем поведешься, с тем и наберешься», «Если Вы проснулись на улице, значит Вы там заснули», «Здравствуйте, мужчины и женщины, а также те, у кого ещё все впереди», «Не ту страну назвали Гондурасом» (и сотни других острот, основные темы: секс, алкоголь и наше тотальное безденежье).

С 28 октября по 12 ноября 1995 театр на Юго-Западе со спектаклем «Мастер и Маргарита» на автобусе пускается в автопробег Москва – Берлин – Брно – Москва. Три раза его играют в Берлине и два раза в Брно (в рамках фестиваля молодёжных театров). Однажды ночью водитель автобуса засыпает за рулём, история Юго-Запада могла бы на этом закончиться, но случайно и по счастью оказавшийся рядом Борис Хвостов успевает разбудить водителя. В Берлине за полчаса до первого спектакля Виктора Авилова увозят на операционный стол с прободением язвы, в роли Воланда на сцену выходит Валерий Белякович.
С 19 марта по 2 апреля 1996 – гастроли в Чикаго. Везут «Макбета» и обновлённый, двухактный «Мастер и Маргарита».

В 1996-ом году в театр приходят Леся Шестовская, Илона Барышева, Евгений Сергеев, Максим Шахет… Летом 1996-го Валерий Белякович ставит два спектакля: «Сон в летнюю ночь» и «На дне». Он посвящает их предстоящему 20-летию театра, им суждено стать супер-хитами, они в репертуаре театра уже 24 года.

Валерий Белякович:
««Сон в летнюю ночь» на «Юго-Западе» поставили как некую пародию на фантом-оперу. В спектакле было много душещипательных дуэтов, чувственных арий, какофонических оперных хоров и просто откровенных музыкальных цитат из Бизе и Хачатуряна. Но сквозь праздничную суету дворца герцога Афинского, вакханалию лесных нимф и фавнов, в спектакле наивно и трогательно вдруг звучала светлая тема любви кузнеца Основы, которая всего лишь на миг явилась ему в волшебном сне. И это трогало зрителей до слёз, но уже в следующую минуту зал взрывался гомерическим хохотом над режиссёрскими потугами Френсиса Дудки»
(«Призвание – «Ю-З», стр. 168)

«На дне», Макс. Горький. Валерий Белякович:
«Вместо продавленных лежанок и затхлого подвала – двухъярусный корабль бытия, рассекающий волны космоса. Вместо лохмотьев бомжей  - кружева у женщин и белые одеяния у мужчин. На дне души, на дне страстей человеческих, на дне, с которого в одиночку едва ли подняться, а и вместе уже не по силу (…) Все ли мы на дне? И восстанем ли? Жива ли Россия? Что – дальше? Ельцина – на второй срок? Голосуй или проиграешь? А дальше были взрывы на Пушкинской, пожар в Останкино, лёг на дно «Курск», цены с 1982 года возросли в 10 000 раз. Из жизни уходили, будто сговорившись, великие актёры – Ю. Никулин, Е. Леонов, М. Миронова, Н. Сац, Е. Лебедев, С. Рихтер, Б. Окуджава, И. Смоктуновский. Страна сиротела… Но чувствовалось в последнем отчаянном переплясе горьковских босяков и нечто небывалое – жажда жизни…» (« Призвание – «Ю-З», стр. 174).

Максим Горький написал «На дне» в конце 1901-го - начале 1902-го. Пьесу запретили, потом с трудом разрешили для постановки исключительно в МХТ.  После триумфальной премьеры в декабре 1902-го (на поклонах автора вызывали 16 раз!) пьеса «На дне» обошла все сцены мира. Только в Японии – несколько постановок за первые двадцать лет с момента публикации, а уже в 1921 году режиссёр Минору Мурата снял первую экранизацию — под названием «Души в пути». Новаторство Горького выразилось в отказе от явно расставленных акцентов, главных героев, чётких ориентиров, текст драмы открыт для любой трактовки. Смысл легко меняется в зависимости от режиссёрского решения. Можно интерпретировать как  социальную драму, объявить проект  благотворительным и собирать деньги в помощь бездомным. Или рассказать историю о романтическом разбойнике, пытающемся спасти свою возлюбленную из социального ада. Любого из героев можно сделать главным и увидеть произошедшее его глазами. Так в театре «Современник» в спектакле, поставленном в конце 60-х, сначала главным был Васька Пепел, а после ухода из театра исполнителя этой роли Олега Даля, акцент сместился на Евгения Евстигнеева в роли Сатина. Поэт Иннокентий Анненский, рецензируя пьесу своего современника, называл его «подлинным символистом», привлекая внимание к специфике построения драматургии: «Строго говоря, в драме Горького нет ни обычного начала, ни традиционной развязки. Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке».
   Валерий Белякович задумался о постановке «На дне» в марте 1996-го, первый прогон спектакля состоялся через четыре месяца - 8 июля. Сейчас уже трудно себе представить насколько революционной была сама идея поставить Горького в то время. Мейнстримом было проявлять интерес к тому, что не печатали во времена СССР, наследие Горького оказалось чуть ли не табуированным материалом. Читая сегодня рецензии на премьеру, диву даешься – чувствуется как тяжело авторам преодолевать собственные стереотипы. Жаль, что поэта Иннокентия Анненского уже почти 90 лет, как не было в живых, он, рассмотревший в пьесе Горького символизм, как никто оценил бы белые одежды, в которые Валерий Белякович нарядил обитателей ночлежки. Иных уж нет из первого состава спектакля, так что стоит назвать поимённо тех, кто вышел на сцену в июле 96-го: Валерий Черняк, Наталья Сивилькаева, Тамара Кудряшова, Владимир Коппалов, Сергей Белякович, Александр Наумов, Алексей Ванин, Ирина Бочоришвили, Виктор Борисов, Валерий Афанасьев, Виктор Авилов, Вячеслав Гришечкин, Игорь Китаев, Галина Галкина, Ирина Сушина, Олег Задорин, Михаил Докин, Александр Задохин.
Все роли были полны жизни и таланта исполнителей, однако один персонаж всё же выделялся своей неожиданностью. Сергей Белякович в роли Луки рвал все шаблоны восприятия. Среднестатистический зритель, читавший «На дне» в школьные годы, ожидал увидеть благодушного старца. Сергей Романович был в расцвете сил, ему было 43 года в 1996-ом. Искушенный зритель, имеющий представление об истории театра, понимал, что Луку можно играть по-разному. К примеру, про Михаила Тарханова в легендарном спектакле МХАТа вспоминают, что его Лука – был великий жизнелюбец, он утешал, заражая собеседника своей любовью к жизни. Он ободрял шуткой. Он не жалел людей, а любовался ими. Он прощал людям прегрешения, потому что даже в их прегрешениях проявлялась жизнь. Сергей Белякович перед премьерой «На дне» на Юго-Западе постригся наголо. Он был похож на вора в законе, а вовсе не на толстовца-проповедника. Его юмор не ободрял, а скорее пугал, это был юмор даже не улицы, а подворотни. Он не утешал сказками, он обличал, снимал шелуху с души, показывал человеку его суть, он будил человека, а не усыплял. Для этого Луки существовали вещи поважнее чем физическое существование. Про «На дне» Галины Волчек в «Современнике» рассказывают, что там был ярко выражен конфликт Костылёв-Лука, (два старичка – две морали), на Юго-Западе в 1996-ом главным было противостояние Сатин – Лука, Валерий Афанасьев – Сергей Белякович, жизнелюб против правдолюба. Лука Сергея Беляковича не врал Актеру про лечебницу, она существовала, пусть и в метафизическом смысле. В начале нулевых Луку  станет играть Игорь Китаев. Это будет уже другое время, Китаев обострит тему, обозначенную Сергеем Романовичем, и однажды подросток, пришедший на спектакль с мамой, воскликнет: «Я понял, Лука – это бог». Только это будет скорее ветхозаветный бог, чем толстовский. Всем пришлось платить по счетам, оставшимся от 90-х годов. Во второй половине нулевых в роли Луки на сцену выйдет Алексей Мамонтов. И вдруг окажется, что «честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой» - это про Луку. Это будет созвучно времени, «сытым нулевым», которые золотым сном пройдут по стране. Ближе к концу десятых годов Мамонтова в этой роли сменит Сергей Бородинов. Он постарается тщательно повторить рисунок роли, созданный Сергеем Романовичем, его Лука – про добро, которое с кулаками. Возникнет историческая рифма, развитие движется по спирали.

Анна Китаева

08.06.1995Shakespeare’s words speak to Russians

Harriet Crawley THE EUROPEAN MAGAZINE, 2-8 june 1995 №264

02. 1995Сартр, Камю и Валерия Новодворская

Наталья КайдаловаГазета «АртФонарь», приложение к «АиФ», №9, 1995

1995Три грации ада

Газета «Литературная газета – Досье», №5-6, 1995 год

26.01.1995Поток, летящий с кручи

Ольга ИгнатюкГазета «Экран и сцена», №2 (262) от 19-26 января 1995 год

24.01.1995Эта шотландская пьеса

Н. К.Газета «Вечерняя Москва», №13 (21416) от 24 января 1995 года

22.02.1995Кто платит «пошлину бессмертной пошлости». Петербургский наблюдатель в Москве

Галина Коваленкоазета «Час-пик», № 32 (303), от 22 февраля 1995. г. Санкт-Петербург

На дне русской души

Наталия Колесова«Московский комсомолец», № 196 (17.427)

04.04.2000Хотели про любовь…

Галина ОблезоваГазета «Вечерняя Москва», 4 апреля, 2000 год

24.03.1995Человек человеку – палач?

Татьяна СергееваГазета «Московская правда. Пятница», 24 марта 1995 года

05.1996Theatre of Moscow South-West Performs "Macbeth" and "The Master and Margarita"

Michelle GiullaILLINOIS QUARTERLY, May/June 1996

08.04.1995Страшнее слова никогда

Наталия Колесова Газета «Российские вести. Субботний выпуск», 8 апреля 1995 года №55