Аннотация:
Концептуальный спектакль по пьесам “Недоразумение” Камю и “Взаперти” (“За закрытыми дверями”) Сартра. Идея объединить двух великих экзистенциалистов не случайна. В жесткой логике постановки они прекрасно дополняют друг друга. Грех и Расплата, Преступление и Наказание… Не случайно и то, что актеры, играющие в первой новелле, играют и во второй. Разные имена, разные судьбы, но расплата за грехи одна.
«Проникновение в предмет и, конечно, знание французской экзистенц-драматургии обеспечили режиссеру Валерию Беляковичу удивительную удачу – сотворение органичного симбиоза из самостоятельных, независимых, разрозненных вещей. Камю – первый акт драмы, вернее, крушения человеческого существования; Сартр как будто специально написал продолжение о загробном бытии «взаперти» преступных персонажей, действующих у Камю. (…)
В экзистенциалистском пафосе личной подлинности, духовного суверенитета, стоического героизма и есть, мне кажется, призвание и «религия» «юго-западного» театра… И вообще, как известно, «актеры, правьте ремесло, чтобы от истины ходячей всем стало больно и светло», - что и делает труппа на этих подмостках – в меру истины, которая содержится в умонастроении экзистенциализма».
Р. Гальцева (журнал «Знамя», 1997, №5)
Есть такие умонастроения, не отказавшись от которых, найти выхода нельзя. Ни выхода, ни просветления, ни радости, ни покоя, ни гармонии, ничего нельзя найти, только потерять. Умозаключение «ад – это другие» и есть квинтэссенция таких настроений. И чем дольше ты смотришь на мир через призму подобных откровений, тем меньше у тебя шансов выбраться из этого ада.
Страдания великих экзистенциалистов 20-го века – это плач ребёнка, оставшегося дома в одиночестве. Бога нет, мы одни во вселенной, какие мы несчастные – вот их пафос. 21 век смешал все информационные поля и потоки, все религии, все философии, Запад с Востоком, Европу с Африкой, прошлое с сегодняшним днем, языческих боги уживаются в нашем сознании с Богом мировых религий. Задача современного искусства – не одиночество осмыслить, а скорее наоборот - родство всех и вся, все мы такие разные – часть единого целого.