Авилов Виктор Васильевич

Авилов Виктор Васильевич

Заслуженный артист России
  • Дата рождения: 8 августа 1953 — 21 августа 2004
  • В нашем театре: В Театре на Юго-Западе с момента основания и вместе с н. а. России Валерием Беляковичем — один из создателей знаменитого коллектива.
  • Награды: Заслуженный артист России
Виктор Авилов — «лицо» театра на Юго-Западе, его «фирменный» образ. Несмотря на разные, непростые этапы взаимоотношений, он остается в истории театра величиной постоянной. Без Авилова театр представить себе невозможно. Он из поколения отцов-основателей, из тех, кто строил театр собственными руками и сам формировался вместе с ним. И хотя прошлое водителя грузовика давно подернулось дымкой экзотических воспоминаний, трудно забыть те годы, когда из персонажа старинных русских водевилей (где актер сыграл не только парня из народа, но и ехидную старуху), рассказов Чехова и гоголевских комедий, выкристаллизовался, вырос Мольер Булгакова. Дарование Виктора Авилова настолько уникально, что не позволяет отнести его ни к одному актерскому типу. Неутомимый бес Кочкарев из «Женитьбы» Гоголя, чьи кульбиты, скорченные рожи и разыгранные скетчи запоминались надолго и вызывали дикий смех, а рядом — яростный, страстно отстаивающий свое достоинство, затравленный и раздавленный сильными мира сего писатель Мольер. Игра Авилова в этой роли была настолько проникновенна, обнажение души было таким полным, что в истории театра остались легенды о потрясениях, испытанных зрителями на спектакле, о рыданиях и забытых в гардеробе пальто.

Он играл шукшинских мужиков в «Штрихах к портрету» — безумных изобретателей, фантазеров, провинциалов с душой поэта, — и благородного рыцаря Ланцелота в остроумной сказке Шварца «Дракон», поставленной бесстрашно и ярко.

Валерий Белякович, открывший в Авилове героя, безошибочно использовал безграничную способность актера к перевоплощению и мощный темперамент. Интуиция и художественная смелость привели актера и режиссера к спектаклям, ставшим программными в истории театра на Юго-Западе — «Носорогам» Э. Ионеско, «Что случилось в зоопарке» Э. Олби, «Гамлету» Шекспира. Авилов удивительно преображался на сцене, и это свойство сохранилось до сих пор. Худая до истощения фигура становилась грациозной, движения — стремительными, глухой, хрипловатый голос — задушевным, проникающим в сердце, а резкое лицо со средневекового портрета — прекрасным в моменты вдохновения.
Играя Гамлета (странно знать теперь, что он больше не играет эту роль, как, впрочем, и одержимого безнаказанным злодейством императора Калигулу), Авилов брал на свои плечи бремя всех страстей, сомнений и разочарований человечества. В жестко и графично выстроенном спектакле он оставался единственным романтиком, чья смерть была предрешена предательством окружающих. Предшественником его Гамлета стал Беранже из «Носорогов» Ионеско, — человек, до конца противостоящий катастрофе, остающийся последним человеком на земле. Абсурдистская пьеса Ионеско об охватившей мир эпидемии оносороживания в исполнении Авилова начинала звучать достоверно, превращаясь из сатирической абстракции в пророчество.

Он вновь превосходно доказал свою способность к яркой трансформации, сыграв чудовище-чиновника Варравина в «Трилогии» Сухово-Кобылина. Момент, когда этот монстр снимает маску, остался одним из самых ярких эпизодов спектакля.
Еще одну звездную роль судьба подарила Виктору Авилову: в инсценировке «Мастера и Маргариты» он сыграл Воланда — «часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Образ Мессира вышел поистине булгаковским — эффектным, харизматическим, глубоким. Воланд Авилова вошел, как и его Гамлет, Мольер, Калигула, в золотой фонд истории театра.

После продлившегося больше года перерыва в актерской карьере Авилова, связанного как с разладом, так и с болезнью артиста, он постепенно возвращается на сцену. Одна из лучших ролей последнего периода — Актер в пьесе Горького «На дне» — отчасти роль-исповедь. В этой постановке вообще удалось, избежав деления на главных и второстепенных героев, дать каждому персонажу возможность полноценного высказывания.
Виктор Авилов пробует себя и в других театральных проектах, играет в антрепризе «Пляску смерти» Стриндберга и Дон Кихота в Театре клоунады Терезы Дуровой. Его приглашают повсюду, актеры с такой репутацией и внешностью — редкость. Даже в видеоклипе с Алсу он сыграл скрипача, похожего на Паганини, на фоне венецианского пейзажа. Живописная внешность актера привела его в кино, где на долю Авилова выпали роли романтического плана в фильмах «Господин оформитель», «Граф Монте-Кристо», «Двадцать лет спустя». В ролях — эффектных и костюмных (в первом — художник-декадент, ожививший манекен, во втором — популярнейший герой-мститель, в третьем — преступный сын Миледи) — используют по большей части фактуру актера, его неповторимые внешние данные. По прошествии времени его герои смотрятся весьма живописно и впечатляюще.

Однако совершенно ясно, что Авилов — актер театральный, актер от Бога, плоть от плоти театральных подмостков. Его уникальный талант — это то сияние, про которое писал Вахтангов в статье «С художника спросится»: «Куда ты дел свои искры?» Безусловно, в лучших ролях, а их у Авилова множество, этот талант щедро озарял своим светом тех, кто никогда этого не забудет.

Наталия Колесова

21 августа после тяжелой болезни в возрасте 51 года скончался заслуженный артист России, актер театра и кино Виктор Авилов.
Смерть Авилова — трагедия, которая не требует комментариев: все знают, каким любимым актером и человеком был он для всех, видевших его на сцене и на экране, друживших с ним. Он не случайно стал знаковой и культовой фигурой нашего времени — скорбят о нем сегодня тысячи людей, влюбленных в его образ.
Русский театр утратил в его лице одного из своих лучших представителей — подлинно народного актера, чей врожденный талант потрясал с первого мгновения его выхода на сцену. Авилов проникал в самое сердце зрителя. Его уникальная «самоигральная» внешность и пластика, прекрасный глубокий голос и изысканная речь — дары, которые дала ему щедрая природа, — изумляли и восхищали его зрителей. Отсутствие у него актерского образования только подчеркивало его призвание и назначение. А биография, сто раз пересказанная и перемолотая прессой, все равно каждый раз напоминала о том, что человек — существо безграничное и творческое, что ему дано «совершить невозможное».
Авилов был основоположником и первым актером Театра на Юго-Западе, в котором он переиграл множество ролей и работал до последних летних месяцев. В начале июня зарубежные гастроли прервали его работу над новой ролью в премьере театра «Куклы». Это была «его роль» — Господин Пигмалион, творец и художник «от Бога».
В театр он уже не вернулся.
Поразительна его актерская многосторонность: все помнят, каким он мог быть неповторимо комичным, гротескным, чрезвычайным. Играя «злодеев», Калигулу или Воланда, он неизменно выявлял мысль художника, подчеркивая величие и неординарность этих фигур.
Все созданное им на сцене и в кино было значительным, но особенную любовь внушали созданные им героические характеры и судьбы: Мольера, Гамлета, Ланцелота, Беранже.
Эти образы слились с ним, и Виктор Авилов теперь навсегда — герой, рыцарь, поэт, «философ, не разрешивший жизненных вопросов», пропевший свой гимн «индивидуальному человеческому гению», заставивший нас смеяться и плакать.
Как много он мог бы еще сыграть, открыть нам, вдохновить нас!
И вот — смерть.
Фотогалерея