Гамлет (1984-2002)
Уильям Шекспир
Гамлет (1984-2002)
Уильям Шекспир
Легендарный по всем пунктам. Не известно сколько месяцев или лет вынашивал режиссёр Белякович свой замысел, но поставили дней за 10-15. Очевидцы путаются в показаниях относительно точной цифры.
Началось все с того, что Белякович однажды вечером (1984) собрал свою труппу и сказал: «Идём на стройку воровать трубы, будем ставить „Гамлета“». Так рождались знаменитые декорации.
Многие костюмы были из театра Маяковского (их списали с «Гамлета» Охлопкова), так обозначилась преемственность. Малюсенький театр-студия на окраине Москвы вписался в общий театральный контекст.
Пока ставили — жили в театре. Репетиции шли до четырёх утра. Потом режиссёр шёл в костюмерку и под тарахтение швейной машинки и лязгание ножниц готовился к новой репетиции.
В старом зале было всего-то сто мест, а на «Гамлете» ещё и снимали часть стульев с правого края, чтобы было больше игрового пространства. Оставшиеся 80 зрителей ощутили себя частью легенды сразу, с первого прогона.
В 1987-м «Гамлет» с Юго-Запада отправился на шекспировский фестиваль в Эдинбург. Только вдумайтесь: «в Тулу со своим самоваром». Это был ошеломляющий успех. Там такого не видали никогда.
Спектаклю выпала богатая гастрольная судьба, чего стоил хотя бы двухмесячный тур по Японии. За что японские зрители полюбили Виктора Авилова? «Авилов-сан был самураем». В этом иноземном слове ключ к пониманию того спектакля. Гамлет в большинстве постановок — это безвольный, слабый человек, погубивший страну своей рефлексией, заливший свои сомнения реками чужой крови. Гамлет-Авилов ни в чем не сомневался, он боролся за правду. Он не искал доказательств виновности отчима и матери, он взывал к их совести, «поворачивал глаза зрачками в душу». Он погибал в борьбе за справедливость, а вовсе не за трон. Из зрительного зала это виделось так: этот мир погубил такое чудо, такой источник света — с этим миром надо что-то делать, его нужно срочно начать улучшать.
Анна Китаева
Началось все с того, что Белякович однажды вечером (1984) собрал свою труппу и сказал: «Идём на стройку воровать трубы, будем ставить „Гамлета“». Так рождались знаменитые декорации.
Многие костюмы были из театра Маяковского (их списали с «Гамлета» Охлопкова), так обозначилась преемственность. Малюсенький театр-студия на окраине Москвы вписался в общий театральный контекст.
Пока ставили — жили в театре. Репетиции шли до четырёх утра. Потом режиссёр шёл в костюмерку и под тарахтение швейной машинки и лязгание ножниц готовился к новой репетиции.
В старом зале было всего-то сто мест, а на «Гамлете» ещё и снимали часть стульев с правого края, чтобы было больше игрового пространства. Оставшиеся 80 зрителей ощутили себя частью легенды сразу, с первого прогона.
В 1987-м «Гамлет» с Юго-Запада отправился на шекспировский фестиваль в Эдинбург. Только вдумайтесь: «в Тулу со своим самоваром». Это был ошеломляющий успех. Там такого не видали никогда.
Спектаклю выпала богатая гастрольная судьба, чего стоил хотя бы двухмесячный тур по Японии. За что японские зрители полюбили Виктора Авилова? «Авилов-сан был самураем». В этом иноземном слове ключ к пониманию того спектакля. Гамлет в большинстве постановок — это безвольный, слабый человек, погубивший страну своей рефлексией, заливший свои сомнения реками чужой крови. Гамлет-Авилов ни в чем не сомневался, он боролся за правду. Он не искал доказательств виновности отчима и матери, он взывал к их совести, «поворачивал глаза зрачками в душу». Он погибал в борьбе за справедливость, а вовсе не за трон. Из зрительного зала это виделось так: этот мир погубил такое чудо, такой источник света — с этим миром надо что-то делать, его нужно срочно начать улучшать.
Анна Китаева
-
Действующие лица
- Гамлет, сын прежнего и племянник нынешнего короля — Авилов Виктор Васильевич, Иванов Анатолий Николаевич
- Горацио, друг Гамлета — Писаревский Сергей, Наумов Александр Николаевич, Куликов Павел Васильевич, Китаев Игорь Игоревич
- Клавдий, король датский — Белякович Сергей Романович, Белякович Валерий Романович
- Гертруда, королева датская, мать Гамлета — Бочоришвили Ирина Автандиловна, Уромова Лариса Владимировна
- Полоний, гофмейстер двора — Черняк Валерий Александрович, Белякович Сергей Романович, Афанасьев Валерий Алексеевич
- Офелия, дочь Полония — Бадакова Надежда Александровна, Галкина Галина Анатольевна, Дымонт Карина Эдуардовна
- Лаэрт, сын Полония — Ванин Алексей Сергеевич
- Розенкарц — Мамонтов Алексей Николаевич, Писаревский Сергей, Задохин Александр Валентинович, Сальников Владимир, Наумов Александр Николаевич
- Гильденстерн — Галкин Виктор, Задохин Александр Валентинович, Белякович Сергей Романович, Борисов Виктор Алексеевич
- Озрик — Колобов Геннадий, Борисов Виктор Алексеевич, Леушин Олег Николаевич
- Вольтиманд — Авакян Рубен, Гришечкин Вячеслав Германович, Задохин Александр Валентинович
- Корнелий— Задорин Олег Николаевич, Анищенко Олег Николаевич, Шахет Максим Андреевич
- Могильщик — Мамонтов Алексей Николаевич, Гришечкин Вячеслав Германович, Горшков Александр Вячеславович
- Второй могильщик (1984-85гг.) — Галкин Виктор
- Бернандо — Галкин Виктор, Задохин Александр Валентинович, Белякович Сергей Романович
- Марцелл — Мамонтов Алексей Николаевич, Сальников Владимир, Писаревский Сергей, Задохин Александр Валентинович
- Первый актер — Авакян Рубен, Белякович Сергей Романович, Гришечкин Вячеслав Германович, Черняк Валерий Александрович
- Актер (Король на сцене) — Колобов Геннадий, Писаревский Сергей, Борисов Виктор Алексеевич
- Актер (Королева на сцене) — Задорин Олег Николаевич, Анищенко Олег Николаевич, Шахет Максим Андреевич
- А также актеры — Упорин Александр, Чмелев Алексей, Трыков Михаил, Белякович Сергей Романович, Писаревский Сергей, Волков Иван, Задохин Александр Валентинович, Коппалов Владимир Петрович, Леушин Олег Николаевич
- Фортинбарс, принц норвежский (озвучен В. Беляковичем) — Мамонтов Алексей Николаевич, Сальников Владимир, Белякович Сергей Романович, Федоров Вячеслав, Сергеев Евгений Владимирович
- Призрак отца Гамлета — Упорин Александр, Чмелев Алексей, Федоров Вячеслав, Сергеев Евгений Владимирович
-
Создатели спектакля
- Постановка и сценография: Белякович Валерий Романович
- Музыкальный подбор: Шушурин Григорий
- Звуковое оформление: Хитров Михаил, Лопухов Анатолий Николаевич
- Художник по свету: Овчинникова Наталья, Докин Михаил Анатольевич
- Изготовление костюмов: Алексеева Ирма, Буслаева Мария, Татариновы Галина и Татьяна, Окунькова Екатерина (1991), Пушкин Александр (1991)
Фотогалерея