Коппалов Владимир Петрович
Заслуженный артист России
Эксцентричная внешность Владимира Коппалова предопределила его актерский репертуар. Казалось бы, созданный для ролей исключительно комедийных, этот кругленький, кудрявый человек небольшого роста, обречен смешить зрителей из спектакля в спектакль. Так бывало часто — в отвязных «Старинных русских водевилях», в роли колоритного, самовлюбленного кота Бегемота из «Мастера и Маргариты», уморительном слуге Леопольде, одержимом эротическими фантазиями, преследующем служанку главной героини в комедии Гольдони «Трактирщица».
Но, закутавшись в сутану монаха в «Кабале святош» Булгакова, записной комик превратился в фигуру зловещую, символ дьявольских сил, травящих и губящих Мольера. Или надев мягкие тапочки и очки, преобразился в трогательного хозяина гостиницы дона Розарио из «Трех цилиндров», любящего своих постояльцев, как детей родных. Бравый околоточный из «На дне», несмотря на свой куцый рост, нагонял страх на всех обитателей ночлежки, а патологический обжора и тихий сумасшедший Витенька из «Вальпургиевой ночи» вызывал жалость и симпатию, и не слопал только белого ферзя, который был таким же, как он, одиноким.
Индивидуальность этого актера — одна из любимых красок режиссера Валерия Беляковича. Он оригинален, существенно отличается от своих коллег, его узнаваемый имидж способен бесконечно трансформироваться. Неслучайно даже в заграничные проекты Белякович приглашает Коппалова, как это было с постановкой в Японии «На дне» Горького. Восприятие актера зрителями происходит как бы на двух уровнях: первого рефлекса — непосредственной реакции на внешность (как правило, бурной, как смех после анекдота) — и следующего за ним любопытства и пристального интереса. Отсмеявшись, зрители начинают вглядываться, а вглядевшись, обнаруживают второе дно. Заслуга Владимира Коппалова в том, что он стремится как можно меньше концентрироваться на характерности своего внешнего вида, не эксплуатирует его, на подчеркивает, а ищет нелегких путей, лежащих в области лиризма, гротеска и драматического напряжения. При кажущейся ограниченности репертуара, предполагаемого внешними данными актера, ему в каждой роли удается расширить границы своего профессионального диапазона.
Наталья Колесова
ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА КОППАЛОВА
Не стало Владимира Коппалова. В это не верится, это кажется чьей-то дурной шуткой, нелепостью, это пугает своей невозможностью и неотвратимостью: ведь как это может быть — Театр на Юго-западе без Коппалова?..
… У него была удивительная творческая судьба: он встретил СВОЕГО режиссера — редкая удача, когда в фактурном, но при этом многогранном артисте, видят сперва именно многогранный талант, а только потом — фактуру. Режиссер Белякович увидел в Коппалове в первую очередь талант — и это определило удачу и удивительно богатую творческую судьбу артиста.
Он сыграл удивительные роли, по яркости и разнообразию которым можно было только позавидовать: сегодня он мог быть зловещим Братом Силой в «Мольере», а завтра — превратиться в грозного околоточного в «На дне», а потом — стать хитрым Поваром из сорокинских «Щей»… И его кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» — кто еще мог с таким грациозным достоинством произносить булгаковский текст: «Кот — это древнее и неприкосновенное животное…»?
Клоун Филиппо из последней в его жизни премьеры — трагичном и страшном спектакле «Требуется старый клоун» — стал лебединой песней мастера: здесь мы видели и Коппалова-эксцентрика, и Коппалова-трагика — Белякович намеренно построил роль так, чтобы талант великолепного артиста заиграл всеми гранями. И можно лишь догадываться, какие еще горизонты могли открыться ему на сцене театра, а нам — в его игре…
Была одна сцена в спектакле «Куклы», которая завораживала: финал спектакля, когда Пигмалион-Белякович обращался к Понсано-Коппалову: «Ну, как там, Понсано?» — и Понсано, сделав шаг на авансцену, начинал читать пронзительный шекспировский монолог «Дуй, ветер, дуй…» — и это мгновенное, длившееся всего несколько минут перевоплощение не слишком удачливого актера Понсано в короля Лира, этот коппаловский аккорд в многослойном финале одной из главных пьес театра давал зрителю надежду, что мы увидим его и в шекспировской трагедии, которую Белякович наверняка, наверняка поставил бы специально — «под Коппалова»…
Не случилось. Не довелось.
Он сыграл удивительно много — и удивительно мало. Он всего себя отдавал сцене, сцене родного театра, которому служил верой и правдой почти с самого основания. Он и в кино играл много, особенно в последние годы — порой это были не слишком крупные эпизоды, но Владимир Коппалов всегда был заметен зрителю — и даже, казалось бы, пугающе-помпезные проекты он сумел расцветить своей собственной, «юго-западной» краской: чего стоит его почти демонический Хономер, коварный адепт зловещего культа из нашумевшего «Волкодава», или полная противоположность — комический дядя Боря из не менее нашумевшей «Моей прекрасной няни». Даже из крохотной роли он делал целый спектакль, раскрывая своего персонажа, расцвечивая его все новыми и новыми красками…
Даже само слово «смерть», казалось, неприменимо к нему: он бы ее перехитрил, как Бегемот, он бы ее рассмешил, как Филиппо, он бы ее разыграл, как Понсано… Но порой реальность оказывается гораздо страшней и зловещей, чем самые худшие предположения…
Он любил театр — и театр любил его. Театр спасал его — последний спектакль сезона актеры играли в его пользу, чтобы помочь, чтобы спасти, чтобы успеть…
*«Сейчас не больно. Настоящая боль начинается, когда проходит шок…»* Мадлен Лэнгл.
Светлая Вам память, Владимир Петрович. Прощайте, Артист…
Павел Сурков
Но, закутавшись в сутану монаха в «Кабале святош» Булгакова, записной комик превратился в фигуру зловещую, символ дьявольских сил, травящих и губящих Мольера. Или надев мягкие тапочки и очки, преобразился в трогательного хозяина гостиницы дона Розарио из «Трех цилиндров», любящего своих постояльцев, как детей родных. Бравый околоточный из «На дне», несмотря на свой куцый рост, нагонял страх на всех обитателей ночлежки, а патологический обжора и тихий сумасшедший Витенька из «Вальпургиевой ночи» вызывал жалость и симпатию, и не слопал только белого ферзя, который был таким же, как он, одиноким.
Индивидуальность этого актера — одна из любимых красок режиссера Валерия Беляковича. Он оригинален, существенно отличается от своих коллег, его узнаваемый имидж способен бесконечно трансформироваться. Неслучайно даже в заграничные проекты Белякович приглашает Коппалова, как это было с постановкой в Японии «На дне» Горького. Восприятие актера зрителями происходит как бы на двух уровнях: первого рефлекса — непосредственной реакции на внешность (как правило, бурной, как смех после анекдота) — и следующего за ним любопытства и пристального интереса. Отсмеявшись, зрители начинают вглядываться, а вглядевшись, обнаруживают второе дно. Заслуга Владимира Коппалова в том, что он стремится как можно меньше концентрироваться на характерности своего внешнего вида, не эксплуатирует его, на подчеркивает, а ищет нелегких путей, лежащих в области лиризма, гротеска и драматического напряжения. При кажущейся ограниченности репертуара, предполагаемого внешними данными актера, ему в каждой роли удается расширить границы своего профессионального диапазона.
Наталья Колесова
ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА КОППАЛОВА
Не стало Владимира Коппалова. В это не верится, это кажется чьей-то дурной шуткой, нелепостью, это пугает своей невозможностью и неотвратимостью: ведь как это может быть — Театр на Юго-западе без Коппалова?..
… У него была удивительная творческая судьба: он встретил СВОЕГО режиссера — редкая удача, когда в фактурном, но при этом многогранном артисте, видят сперва именно многогранный талант, а только потом — фактуру. Режиссер Белякович увидел в Коппалове в первую очередь талант — и это определило удачу и удивительно богатую творческую судьбу артиста.
Он сыграл удивительные роли, по яркости и разнообразию которым можно было только позавидовать: сегодня он мог быть зловещим Братом Силой в «Мольере», а завтра — превратиться в грозного околоточного в «На дне», а потом — стать хитрым Поваром из сорокинских «Щей»… И его кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» — кто еще мог с таким грациозным достоинством произносить булгаковский текст: «Кот — это древнее и неприкосновенное животное…»?
Клоун Филиппо из последней в его жизни премьеры — трагичном и страшном спектакле «Требуется старый клоун» — стал лебединой песней мастера: здесь мы видели и Коппалова-эксцентрика, и Коппалова-трагика — Белякович намеренно построил роль так, чтобы талант великолепного артиста заиграл всеми гранями. И можно лишь догадываться, какие еще горизонты могли открыться ему на сцене театра, а нам — в его игре…
Была одна сцена в спектакле «Куклы», которая завораживала: финал спектакля, когда Пигмалион-Белякович обращался к Понсано-Коппалову: «Ну, как там, Понсано?» — и Понсано, сделав шаг на авансцену, начинал читать пронзительный шекспировский монолог «Дуй, ветер, дуй…» — и это мгновенное, длившееся всего несколько минут перевоплощение не слишком удачливого актера Понсано в короля Лира, этот коппаловский аккорд в многослойном финале одной из главных пьес театра давал зрителю надежду, что мы увидим его и в шекспировской трагедии, которую Белякович наверняка, наверняка поставил бы специально — «под Коппалова»…
Не случилось. Не довелось.
Он сыграл удивительно много — и удивительно мало. Он всего себя отдавал сцене, сцене родного театра, которому служил верой и правдой почти с самого основания. Он и в кино играл много, особенно в последние годы — порой это были не слишком крупные эпизоды, но Владимир Коппалов всегда был заметен зрителю — и даже, казалось бы, пугающе-помпезные проекты он сумел расцветить своей собственной, «юго-западной» краской: чего стоит его почти демонический Хономер, коварный адепт зловещего культа из нашумевшего «Волкодава», или полная противоположность — комический дядя Боря из не менее нашумевшей «Моей прекрасной няни». Даже из крохотной роли он делал целый спектакль, раскрывая своего персонажа, расцвечивая его все новыми и новыми красками…
Даже само слово «смерть», казалось, неприменимо к нему: он бы ее перехитрил, как Бегемот, он бы ее рассмешил, как Филиппо, он бы ее разыграл, как Понсано… Но порой реальность оказывается гораздо страшней и зловещей, чем самые худшие предположения…
Он любил театр — и театр любил его. Театр спасал его — последний спектакль сезона актеры играли в его пользу, чтобы помочь, чтобы спасти, чтобы успеть…
*«Сейчас не больно. Настоящая боль начинается, когда проходит шок…»* Мадлен Лэнгл.
Светлая Вам память, Владимир Петрович. Прощайте, Артист…
Павел Сурков
-
Сыгранные роли
- Требуется старый клоун — Филиппо
- Куклы — Понсано
- На дне — Медведев
- Мастер и Маргарита — Кот Бегемот
- Сон в летнюю ночь — Могильщик Рыло, он же Пролог и мать Фисбы Цезония
- Щи — Повар Поросенок с хреном
- Ревизор — Добчинский
- Укрощение строптивой — Гортензио
- Вальпургиева ночь — Витенька-обжора
- Самоубийца — Пугачев
- Мольер — Брат Сила
- Старые грехи — Принимал участие в спектакле
- Слуга двух господ — Доктор Ломбарди
- Дракон — Кот Машенька
- Игроки — Алексей
- Дураки — Слович
- Конкурс — Сеня
- Птидепе — Кубш
- Трилогия — Расплюев
- Мандрагора — Лигурио
- Трактирщица (1-я ред.) — Леопольд
- Встреча с песней — Принимал участие в театральном капустнике
- Три цилиндра — Дон Росарио
- Уроки дочкам — Девушка Лиза и Василий Петрович Золотников
- Владимир III степени — Принимал участие в спектакле
- Штрихи к портрету — Принимал участие в спектакле