Сезон 24 (2000/2001)

Главная / Сезоны / Сезон 24 (2000/2001)

Информация:

Сезон 24 (2000-2001)

В августе 2000 года произошло два события, о которых помнят все, пережившие то лето в сознательном возрасте. Упоминание об этих событиях вызывает флешбэк в сознании, ты вспоминаешь себя таким – каким был тогда.
12 августа в Баренцевом море на глубине 108 метров терпит катастрофу атомная подводная лодка «Курск». Спасательные работы ведутся десять дней (все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли). Люди со всего земного шара выражают россиянам соболезнования.
27 августа - возгорание на Останкинской телебашне, потушить пожар удаётся только к вечеру следующего дня. Погибли три человека. Телевещание в Москве и Московской области полностью нормализуется только к сентябрю следующего года.

26 августа 2000 года Валерий Беляковичу исполняется 50 лет. Юбилей он отмечает в Пензе, репетирует «На дне» в театре им. А.В. Луначарского.  Ему тесно на юго-западной сцене, хочется больших площадок и крупных форм. Ещё в прошлом сезоне началось его сотрудничество с театром «Комедiя» в Нижнем Новгороде. После «Сна в летнюю ночь» Белякович ставит там  «На дне», на очереди  «Самоубийца» Николая Эрдмана. Ему помогают Ирина Бочоришвили, Михаил Коротков, Вячеслав Климов и Анатолий Лопухов. Ещё один «На дне» этого сезона – в театре Тоуэн (русско-японский проект). «Юго-Запад» становится брендом, а домашняя сцена «портом приписки».

С сентября 2000-го по июль 2001-го: «бульдозерная революция» в Югославии, отставка Слободана Милошевича, Джордж Буш-младший выигрывает президентские выборы в США,  голландцы легализуют проституцию, бельгийцы – марихуану, Витас издаёт инопланетные звуки, «5’Nizza» тоскует о Ямайке, а Бритни Спирс поёт: «Oops!… I Did It Again». Популярность Бритни сыграет злую шутку с модницами холодных климатических зон. Сообразуясь с особенностями своей фигуры певица введёт в моду штаны с заниженной талией и завышенной верхней частью одежды. Нобелевская премия по литературе присуждается Гао Синцзяню. При отсутствии у писателя массовой популярности, он награждается премией с формулировкой: «за произведения вселенского значения, отмеченные горечью за положение человека в современном мире». По подозрению в подготовке вооруженного восстания в республике Казахстан арестован другой писатель  - Эдуард Лимонов.

Осенью 2000 года театр на Юго-Западе везёт в Японию три спектакля: «Ревизор», «На дне» и «Ромео и Джульетта». Продюсер гастролей Абэ Сан.
«Ревизора»  к поездке решено принарядить. Валерий Белякович со товарищи по спектаклю едут к Славе Зайцеву и покупают у него коллекцию костюмов. Кроме того режиссёр, сообразуясь с его тогдашним умонастроением, перестраивает несколько мизансцен и выводит несколько персонажей. Всё не зря. Японские зрители  в восторге. У исполнителя роли Хлестакова Олега Леушина журналисты наперебой берут интервью. Национальная японская газета «Асахи симбун» называет Олега «русским Арлекино».

Осенью 2000 года театр на Юго-Западе везёт в Японию три спектакля: «Ревизор», «На дне» и «Ромео и Джульетта». В апреле  2001-го - гастрольное турне в Америку (г.г. Хартфорд, Филадельфия, Бостон, Вест Орадж (штат Нью Джерси), Нью-Йорк (театр "Миллениум"), Чикаго (театр UIC) со спектаклями «Чайка», «Калигула», «Мастер и Маргарита», «Dostoevsky-trip». В мае – гастроли в Нижний Новгород («Мастер и Маргарита» и «Укрощение строптивой». Летом театр на Юго-Западе участвует в off-программе Авиньонского фестиваля (Франция) со спектаклями «Женитьба» и «Dostoevsky-trip».
В конце мая 2001 года в театр на Юго-Западе приезжают американские студенты из театра UIC со своим спектаклем “Наш городок”. В конце июня на Юго-Западе – прогоны спектакля «Скамейка» по пьесе Александра Гельмана (продюсер Александр Наумов, режиссёр Игорь Китаев, в ролях Виктор Авилов и Наталья Мерц).

В 24-м сезоне Валерий Белякович по просьбе директора киностудии им. Горького Владимира Грамматикова снимает для телевизионного проекта «Русские водевили» фильм «Школа этуалей» (Николай Евреинов). В фильме участвуют «юго-западные» актеры. Единственная приглашенная со стороны «этуаль» - Мария Аронова, актриса театра им. Вахтангова.

В начале нулевых у театра на Юго-Западе появляется свой сайт в интернете. А на сайте – форум. В отличии от статей театральных критиков, написанных по законам театральной публицистики, это быстрая и непосредственная реакция людей, для которых театр и существует. Зрители делятся друг с другом своими размышлениями о феномене «Юго-Запада».
Андрей Ильин: «В документах, поданных в своё время на соискание премии столичной мэрии, Юго-Запад был назван "АВТОРСКИМ ТЕАТРОМ".
Кто и когда придумал эту весьма удачную формулировку, мне неизвестно.
По-моему, она вполне отражает уникальный способ создания юго-западных спектаклей, где Белякович является автором (или соавтором) абсолютно всех компонентов спектакля, в том числе музыки, света, костюмов и декораций, а сверх того - ещё и педагогом, и партнером по сцене. Где ещё такое было? Не знаю, возможно, у Мольера? Юго-Запад никогда не стал бы Театром, если бы он был театром лишь Беляковича. Актерская школа, созданная этим коллективом, совершено самобытна. Актёр здесь — не марионетка, а Художник. Если бы не гений Авилова, если б не самоотверженный труд десятков талантливейших людей, отдавших жизнь этой сцене, не произошло бы Чуда, и не было бы на свете зрителей, чью душу и судьбу сотворило великое искусство Театра-студии на Юго-Западе».
White Merlin: «Да, несомненно, "Юго-Запад" - авторский театр, но не одно это отличает его от других...  "Юго-Запад" (и это важнейшая составляющая его "авторского" стиля) - также ДИНАМИЧЕСКИЙ театр, театр, большинства спектаклей которого не было бы без музыкального оформления и намеренной "рваности", убыстренности действия; есть несколько исключений из этого правила, однако, если присмотреться, и они ушли от него недалеко (к примеру, возьмите "Три сестры" - и попробуйте вырезать из них "посиделки у рояля").
ДИНАМИКА = ЭНЕРГЕТИКА, та самая знаменитая "юго-западная" энергетика, после которой спектакль тихий часто кажется пресным...»

В 2001-ом году в труппу театра приняты Александр Гришин, Александр Шатохин, Дмитрий Гусев и Алексей Матошин

В юго-западных архивах значится, что сольный творческий вечер Валерия Беляковича под названием «МОНО» впервые состоялся 30 декабря 2003 года. Сам Валерий Романович в созданном им альбоме «Призвание – «Юго-Запад»» относит рождение этого спектакля к 24-му сезону. Многие из рассказов, которые читаются во время первых «МОНО» уже написаны, уже есть потребность обратиться к зрителям напрямую. Все последующие пятнадцать лет Белякович будет выходить с «МОНО» к своим главным зрителям – зрителям театра на Юго-Западе, они будут поддерживать его своей любовью всю его жизнь, они примут его любого, и на подъёме физических и творческих сил, и на спаде, эта связь останется неразрывной и после его смерти. А пока Валерий Белякович и театр на Юго-Западе готовятся к юбилейному 25-ому сезону.
Валерий Белякович (из рассказов, написанных для «Моно»):
«Ну, вообще-то все более менее мелькающие на театральном небосклоне звезды должны, конечно, как-то обобщать свой творческий опыт. Если у них, конечно, этот опыт обобщается. Ну, то есть, если есть чего обобщать. Обобщать и передавать так сказать потомству. С тем, чтобы это потомство потом также поднакопив свой опыт, тоже его обобщило и уже на основе опыта предыдущего поколения передало все это следующему поколению.»

Анна Китаева

27.04.2001Свет о гастролях

Газета «Свет» (первая русская газета в Чикаго), №1655

09.2000Актёрский мир: Валерию Беляковичу исполнилось пятьдесят лет

Ирина Глущенкогазета ДОМ АКТЕРА, сентябрь 2000 года

02.2001Сняли с Чехова пенсне, а с Шекспира - брюки

Дмитрий КоробовГазета "7дней" (г. Чикаго), №271

30.08.2000Белякович не стал бандитом

Наталия Сизоваеженедельная газета. "Мир людей", № 35 (7243), от 30 августа 2000 года

28.08.2000Гигант из подвала

Наталия Колесовагазета "Вечерняя Москва", от 28 августа 2000 года

14.12.2000А Шекспир промолчит

Наталия Колесовагазета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, № 233 (23060), от 14 декабря 2000 года

31.08.2000А это кто в босяцкой маечке?

НОВАЯ БИРЖЕВАЯ ГАЗЕТА, г. Пенза№ 35, от 31 августа 2000 года

12.2000Премьера: возобновление или новая концепция

Елена Мовчан"Искусство", приложение к газете "Первое сентября", № 45 (213), декабрь 2000 года

03.08.2000Итоги сезона: Театр на Юго-Западе

Алиса Никольскаягазета «Ваш досуг, 3-10 августа 2000 года

24.08.2000Валерию Беляковичу - 50

Любовь Ереминагазета «Наш век», №36, от 24 августа 2000 года

26.08.2000Театр высокого напряжения

Наталья Старосельская, Ирина Корнеевагазета "ВремяМН", № 138 (525), 26 августа 2000 года

07.09.2000Валерий Белякович: в театре моя силка горит

Наталья Куликовскаягазета "За Калужской заставой", № 35 (171), от 7-13 сентября 2000 года

18.04.2001Валерий Белякович: "Боль мира - вот что спасет нас..."

Ванкарем НикифоровичГазета "ЖИЗНЬ ЧИКАГО" Vol.IX, #15

09.2000Амазонка поневоле

Александр Иняхингазета ДОМ АКТЁРА, сентябрь 2000 года