Информация:
Сезон 32 (2008-2009)
Во втором полугодии 2008 года – два главных события в новостных лентах: грузино-южноосетинский конфликт и мировой финансовый кризис.
Россия признаёт независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии, «коллективный Запад» - нет. Позиции всех сторон конфликта настолько разнятся, а «информационная война» набирает такие обороты, что у обывателя складывается впечатление, что политики всех стран что-то недоговаривают, а ангажированные средства массовой информации попросту врут. В моду входит словечко «зомбоящик».
Финансовый кризис восьмого года начинается в Америке из-за проблем с ипотекой. Резко рушится курс нефти: в июле - 147 долларов за баррель , в ноябре – уже 50, в декабре – ниже 40. В России происходит грандиозный обвал на фондовом рынке. По всему миру – ослабление среднего класса и беспрецедентный рост безработицы. В России людям, пережившим 90-е, и, встроившимся было в нулевые, казалось – вот оно, жизнь налаживается. Но приходится осознать, что стабильность – это легенда времён Брежнева, теперь же, как при любом капитализме, нам всем придётся жить в условиях нестабильности.
Из отчёта «Global Wealth Report 2015» швейцарского банка «Credit Suisse»:
По результатам кризиса восьмого года доля одного процента самых богатых людей в мировом объёме богатств превысила 50 процентов.
На Юго-Западе – главная премьера сезона – «Вечер с бабуином» по пьесе Максима Кантора. Открытая репетиция со зрителями - 21 июля 2008 года, премьеру сыграли 1 октября. Спектакль об олигархе, который и меломан, и бандит, и каннибал. Валерий Афанасьев в образе главного героя произносит блестящие речи о демократии как обществе сильных, поедающих тех, кто слабее. На фоне разворачивающегося финансового кризиса в результате которого бедные всего мира становятся ещё беднее, а богатые ещё богаче, у режиссёра Беляковича получается спектакль о несправедливом устройстве мира как таковом.
10 октября 2008 года в день , когда Владимиру Коппалову должно было исполниться 50 лет, играют «Сон летнюю ночь».
12 октября, на 40 дней Михаилу Докину – «На дне».
«Что ж это кроется в нашей судьбе?
Вилами водится в мутной воде?
Жить не даёт ни тебе и ни мне,
Правила вводит, да только не те?
Хочет тебя заложить за пятак –
Держит в руках, не удержит никак!..
Кто впопыхах нас купает в грехах –
Нам прояснится, как водится, на Небесах..»
Михаил Докин
Из мира прорицателей: в ноябре 2008 года темнокожий Барак Обама побеждает на президентских выборах в США, и он не окажется последним их президентом – бабушка Ванга ошиблась.
Из мира науки: весь сентябрь шумят в прессе по поводу создания близ Женевы Большого Адронного Коллайдера, люди далёкие от науки честно пытаются осознать значение этого события. Спустя десять лет в памяти останется лишь эпизод из мультсериала «Футурама», в котором профессор Фарнсворт заявляет «Суперколлайдер супервзорвался».
Из мира музыки: Deep Purple дают в нашей стране два концерта: в СК «Олимпийский» (Москва) и в Ледовом дворце (Санкт-Петербург). Joe Bonamassa – два концерта в Московском международном доме музыки. Александр Рыбак (Норвегия) побеждает на конкурсе песни «Евровидение» в Москве. Алла Пугачёва заявляет о прекращении концертной деятельности. В день её 60-летия все радиостанции России одновременно ставят в эфир песню «Арлекино» в её исполнении. Отменятся мировое турне Майкла Джексона. «Король поп-музыки» умер 25 июня 2009 года.
ВОЗ объявляет о всемирной пандемии свиного гриппа. В России вводится ЕГЭ для школьников. Аудитория интернета достигает одного миллиарда человек. На конкурсе красоты «Мисс Мира» побеждает россиянка Ксения Сухинова. Конкурс сам по себе странный, но всё равно приятно.
Гастроли театра на Юго-Западе в 32 сезоне: «Слишком женатый таксист» едет в Ханты-Мансийск; в Нижний Новгород - «Дракула», «Дракон», «Вечер с бабуином» и «Встреча с песней». Большие гастроли на Урал с «Мастером и Маргаритой»: Тюмень, Курган, Екатеринбург, Первоуральск, Новоуральск, Качканар, Серов, Краснотурьинск, Верхняя Салда.
Юбиляры сезона:
24 октября 2008 сыгран 300-сотый «Сон в летнюю ночь»,
22 ноября 2008 – 100-ый «На дне»,
14 января 2009 исполняется 25 лет юго-западному «Ревизору».
Спектакли поставленные Валерием Беляковичем вне дома: «Мастер и Маргарита» (МХАТ им. Горького, Москва), «Куклы» (театр «Комедiя», Нижний Новгород).
11 декабря 2008 года в театре на Юго-Западе - спектакль «Гюнтер Шидловский» по Александру Селину, режиссёрский тандем: Олег Анищенко и Михаил Белякович.
Олег Анищенко:
«Пьеса про то, как любое учение, даже правильное, можно довести до абсурда. Когда какие-то даже разумные и прекрасные идеи становятся догмой, то они превращаются в абсурд. Это был основной посыл, в этом был наш молодёжный протест. Мы утверждали, что не стоит прятаться за словами «школа», «традиция», потому что зачастую это свидетельствует лишь об отсутствии собственного виденья, собственной мысли. Мы делали про это».
Валерий Романович спектакль раскритиковал, потребовал внести изменения. Молодые режиссёры отказались. Спектакль в репертуар не вошёл.
29 декабря 2008 года на Юго-Западе - новая редакция «Укрощения строптивой».
Ольга Игнатюк:
«Это спектакль для "посвященных": для тех, кто знает путь Театра на Юго-Западе и способен видеть его сегодняшний день в неразрывности с его историей и традициями. Именно знатоки как раз прекрасно помнят "Укрощение строптивой", появившееся на этой сцене в 1992 году, где играло старшее поколение труппы. В новой постановке играет уже новое поколение, вливающее новый молодой азарт и собственный кураж в эту старую пьесу. И нынешняя молодежь, продолжая традиции местной сцены, кажется еще более буйной и дерзкой, атакуя нас своей неистовой энергетикой и празднуя этот красивый сюжет.
Теперь уже играют дети корифеев Юго-Запада, и осведомленный зритель идёт сюда именно на Олю Авилова и Мишу Беляковича как главных героев нового спектакля». (журнал "Театральная афиша", 05.2009)
13 мая – новая редакция спектакля «Дракон» с Денисом Нагретдиновым в роли Ланцелота.
Валерий Белякович («Ренессанс Юго-Запада», стр. 54-55): «На этот раз «Дракон» стал дипломным спектаклем Александра Горшкова. Правда, ему пришлось еще и самому сыграть бургомистра (артист-то он первоклассный!), так что курировал постановку В.Р.Б. Темы в этой бессмертной сказке известные: народ и власть, тирания и свободолюбие, гнёт и борьба угнетённых – просто и страшно, иногда смешно и опять страшно. Такие вот сказочные качели. Бургомистр орёт на народ лозунгами, и тот пока терпит, но доколе? Вопросы, вопросы, вопросы…»
16 мая 2009 года театральный буфет, бывший когда-то подвалом овощного магазина, превращается в арт-кафе. Первооткрывателями малой юго-западной сцены становятся: Александр Горшков, Андрей Санников, Алексей Матошин, Антон Белов и Денис Нагретдинов на звуке. Арт-кафе-2 : 27 июня 2009 года, вечер называется «Актёры поют», участвуют: Андрей Санников, Илона Барышева, Татьяна Городецкая, Елена Шестовская, Олег Задорин, Константин Курочкин, Антон Белов, Фарид Тагиев и Денис Нагрединов. На этом проект «арт-кафе» обрывается, пройдёт еще три года прежде чем он станет неотъемлемой частью юго-западной жизни.
30 мая 2009 года Валерий Белякович восстанавливает «Чайку».
Анна Коваева:
«Когда-то Валерий Белякович говорил, что пьесы Чехова ему не очень близки, может быть поэтому чеховские спектакли режиссера всегда выделялись особенным пониманием происходящего. Скорее даже, в них виделся спор режиссера с классиком. Так и в обновленной «Чайке». Это единственный сегодня спектакль Беляковича, где красота не только не спасает мир, а скорее разрушает его и виной тому сам человек». (журнал «Страстной бульвар», 10.2010)
Если сравнивать с первой редакций спектакля, то может показаться, что пьесу не Антон Павлович написал, а Антоша Чехонте. Так много шаржа, так много гротеска, так много сатиры. Иногда кажется, что режиссёру в глаз попал осколок зеркала Снежной Королевы, и он пытается его выплакать, чтобы вернуть себе прежнее зрение.
31 мая умирает Сергей Романович Белякович. Скоропостижно. Вдруг. Кажется непостижимым.
Его называли нашим Жаном Габеном – о да, Сергей Белякович был убедителен, как глыба, серьёзен и мужественен. Его сравнивали с Жераром Депардье – о да, Сергей Белякович был темпераментен как Ниагарский водопад. А ещё он был смешлив как Хотей, как Смеющийся Будда. С кем и с чем не сравнивай – ускользает что-то неповторимое, неуловимое, присущее лишь Серому. В спектакле «Трилогия» у него было две роли. В первых двух актах («Свадьба Кречинского» и «Дело») он играл Муромского, отца обманутой Кречинским дочери. Там роль-то шаблонная, функция, а не роль. Но сидящие в зрительном зале за сердце хватались – так сопереживали ярославскому помещику. А в третьей части спектакля («Смерть Тарелкина») Сергей Белякович появлялся в образе прачки Людмилы Спиридоновны Брандыхлыстовой. Это было смешно до колик. Но дело даже не в этом. Сидя в зрительном зале мы не видели переодетого в женское платье рычащего басам Сергея Романыча, мы видели настоящую гомерически смешную тётку. Как он это делал? Он не заканчивал театральных училищ, профессии его учила сцена. Он играл больше чем актёры, азартнее чем дети, играющие во дворе. На сцене не было зазора между персонажем и исполнителем роли. Он сам признавался, что иногда уходя со сцены не сразу вспоминал в каком времени он на самом деле живёт.
В начале июня 2009 года в гости в театр на Юго-Западе приезжает театр из Японии Сэйкацу Бутай.
В конце июня – гости из Нижнего Новгорода: спектакль «Я» в постановке Андрея Ярлыкова.
3 июля 2009 года умер Анатолий Николаевич Лопухов.
Валерий Белякович. «Слово о друге»:
«Да, он во всем был Главным – он всё умел.
Он строил театр: возводил стены,
Сваривал ряды, прокладывал провода,
Развешивал колонки и фонари.
Он проводил спектакли и всякий раз рыдал на «Мольере».
Он был первым директором Театра.
Он всю свою семью привёл в Театр.
К его словам прислушивались все, включая Режиссёра.
Его мнением дорожили, а его самого любили.
Он умел дружить.
Он построил для семьи дом в калужской деревне.
Вбил последний гвоздь и сказал:
«Ну, все, теперь я свободен – будем жить!»
И умер»
В июле 2009 года театр на Юго-Западе в первый раз отправляется на фестиваль «Славянский базар» в Витебск. Везут два спектакля: «Куклы» и «Мастер и Маргарита».
газета «Театральный курьер», декабрь 2008 года
•газета «Народные слова», №120, от 15 июля 2009 г., город Витебск
•журнал "МК бульвар" №23, 1 – 7 июня 2009 года
журнал "ТЕЛЕэкран", от 25-31 марта 2009 года
•газета «Москвичка», №7 от 25 февраля – 3 марта 2009 года
•журнал «Театральная жизнь, №4 от 2008 года, июль-август 2008
•газета «Культура», № 42 от 30 октября-12 ноября 2008 года
•газета «Комсомольская правда», от 21-25 августа, 2008 года
•