Страсти по Мольеру (1996-2001)

Главная / Архив / Страсти по Мольеру (1996-2001)
  • Название: Страсти по Мольеру (1996-2001)
  • Автор: Жан Батист Поклен де Мольер
  • Жанр: комедия
  • Количество действий: 2
  • Возрастные ограничения: +
  • Продолжительность: 160 минут
  • Первый показ: Первый прогон состоялся: 21 октября 1996 года

Аннотация:

«В России благополучно прошла денежная реформа – деноминация рубля в тысячу раз, в Петербурге захоронили останки последнего российского императора, мир покинули принцесса Диана, Версаче, Дэн Сяо Пин, мать Тереза, великий Стрелер…
«Юго-Запад» между тем мужественно вступил в своё третье десятилетие «Страстями по Мольеру». Валерий Белякович, глядя на Брехта и Григория Горин, перелопатил на свой манер историю Гарпагона (В. Гришечкин) и Журдена (С. Белякович).
«Страсти по Мольеру» показывают, сколь непредвзято на «Юго-Западе» понимание высокого и низкого. Насколько трактовка личности освобождена от общепринятых схем, в том числе и социальных. Гарпагон – герой высокой, трагической комедии о титаническом злодее, который в одиночку противостоит мелким, хотя и более-менее добродетельным людям. А Журден – не просто мещанин во дворянстве. Сергей Белякович играет его щемяще наивным и вдохновенным, жаждущим собственного перерождения, как артист, воспринявший новый образ как часть своей настоящей биографии и готовый созидать себя как произведение сложного искусства…
Спектакль заставляет осознать, что понятие лишнего человека – это проблема противоречивой, незаурядной личности, чей масштаб, при всех её видимых изъянах и пороках, заведомо ставит героя особняком от прочих персонажей. Герои ещё не поняли, что выглядят как фигуры комические, а на самом деле пронизаны трагической стихией. Но им уже приходится глубоко страдать, становясь изгоями… «Юго-Запад» сочувствует этим гениальным безумцам. Ведь наказание, выпавшее на их долю, вечное одиночество, - требует нечеловеческого душевного титанизма»

Е.Сальникова («Театральная жизнь», №3,1997)


«Сундуки, пожирающие человека», - так писала об этом спектакле Наталья Колесова. Сам Валерий Романович говорил, что именно придумав эти сундуки – он принял решение взяться за «Скупого». Спустя годы мне кажется, что «Страсти по Мольеру», пожалуй, одна из самых недооценённых постановок Юго-Запада. Конечно, на грани между тем, что вызывает смех и ужас трудно балансировать. Смех убивает страх. Скупость не вызывает сочувствия.
В этом спектакле для публики и труппы театра ярко раскрылся Максим Шахет, о нём восторженно заговорили постоянные зрители театра.
Ещё помню уморительно смешного Виктора Васильевича Авилова. Он играл «морского волка», придумывав себе множество соответствующих реплик («Сто чертей мне в глотку», «Морской ёж мне в штаны»).

Анна Китаева