Заслуженный артист России
Авилов Виктор Васильевич
Главная / Работали в театре / Авилов Виктор Васильевич- Артист:
Авилов Виктор Васильевич
- Дата рождения:
8 августа 1953 - 21 августа 2004
- В нашем театре:
В Театре на Юго-Западе с момента основания и вместе с н.а. России Валерием Беляковичем - один из создателей знаменитого коллектива.
Информация:
Виктор Авилов - "лицо" театра на Юго-Западе, его "фирменный" образ. Несмотря на разные, непростые этапы взаимоотношений, он остается в истории театра величиной постоянной. Без Авилова театр представить себе невозможно. Он из поколения отцов-основателей, из тех, кто строил театр собственными руками и сам формировался вместе с ним. И хотя прошлое водителя грузовика давно подернулось дымкой экзотических воспоминаний, трудно забыть те годы, когда из персонажа старинных русских водевилей (где актер сыграл не только парня из народа, но и ехидную старуху), рассказов Чехова и гоголевских комедий, выкристаллизовался, вырос Мольер Булгакова. Дарование Виктора Авилова настолько уникально, что не позволяет отнести его ни к одному актерскому типу. Неутомимый бес Кочкарев из "Женитьбы" Гоголя, чьи кульбиты, скорченные рожи и разыгранные скетчи запоминались надолго и вызывали дикий смех, а рядом - яростный, страстно отстаивающий свое достоинство, затравленный и раздавленный сильными мира сего писатель Мольер. Игра Авилова в этой роли была настолько проникновенна, обнажение души было таким полным, что в истории театра остались легенды о потрясениях, испытанных зрителями на спектакле, о рыданиях и забытых в гардеробе пальто.
Он играл шукшинских мужиков в "Штрихах к портрету" - безумных изобретателей, фантазеров, провинциалов с душой поэта, - и благородного рыцаря Ланцелота в остроумной сказке Шварца "Дракон", поставленной бесстрашно и ярко.
Валерий Белякович, открывший в Авилове героя, безошибочно использовал безграничную способность актера к перевоплощению и мощный темперамент. Интуиция и художественная смелость привели актера и режиссера к спектаклям, ставшим программными в истории театра на Юго-Западе - "Носорогам" Э. Ионеско, "Что случилось в зоопарке" Э. Олби, "Гамлету" Шекспира. Авилов удивительно преображался на сцене, и это свойство сохранилось до сих пор. Худая до истощения фигура становилась грациозной, движения - стремительными, глухой, хрипловатый голос - задушевным, проникающим в сердце, а резкое лицо со средневекового портрета - прекрасным в моменты вдохновения.
Играя Гамлета (странно знать теперь, что он больше не играет эту роль, как, впрочем, и одержимого безнаказанным злодейством императора Калигулу), Авилов брал на свои плечи бремя всех страстей, сомнений и разочарований человечества. В жестко и графично выстроенном спектакле он оставался единственным романтиком, чья смерть была предрешена предательством окружающих. Предшественником его Гамлета стал Беранже из "Носорогов" Ионеско, - человек, до конца противостоящий катастрофе, остающийся последним человеком на земле. Абсурдистская пьеса Ионеско об охватившей мир эпидемии оносороживания в исполнении Авилова начинала звучать достоверно, превращаясь из сатирической абстракции в пророчество.
Он вновь превосходно доказал свою способность к яркой трансформации, сыграв чудовище-чиновника Варравина в "Трилогии" Сухово-Кобылина. Момент, когда этот монстр снимает маску, остался одним из самых ярких эпизодов спектакля.
Еще одну звездную роль судьба подарила Виктору Авилову: в инсценировке "Мастера и Маргариты" он сыграл Воланда - "часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо". Образ Мессира вышел поистине булгаковским - эффектным, харизматическим, глубоким. Воланд Авилова вошел, как и его Гамлет, Мольер, Калигула, в золотой фонд истории театра.
После продлившегося больше года перерыва в актерской карьере Авилова, связанного как с разладом, так и с болезнью артиста, он постепенно возвращается на сцену. Одна из лучших ролей последнего периода - Актер в пьесе Горького "На дне" - отчасти роль-исповедь. В этой постановке вообще удалось, избежав деления на главных и второстепенных героев, дать каждому персонажу возможность полноценного высказывания.
Виктор Авилов пробует себя и в других театральных проектах, играет в антрепризе "Пляску смерти" Стриндберга и Дон Кихота в Театре клоунады Терезы Дуровой. Его приглашают повсюду, актеры с такой репутацией и внешностью - редкость. Даже в видеоклипе с Алсу он сыграл скрипача, похожего на Паганини, на фоне венецианского пейзажа. Живописная внешность актера привела его в кино, где на долю Авилова выпали роли романтического плана в фильмах "Господин оформитель", "Граф Монте-Кристо", "Двадцать лет спустя". В ролях - эффектных и костюмных (в первом - художник-декадент, ожививший манекен, во втором - популярнейший герой-мститель, в третьем - преступный сын Миледи) - используют по большей части фактуру актера, его неповторимые внешние данные. По прошествии времени его герои смотрятся весьма живописно и впечатляюще.
Однако совершенно ясно, что Авилов - актер театральный, актер от Бога, плоть от плоти театральных подмостков. Его уникальный талант - это то сияние, про которое писал Вахтангов в статье "С художника спросится": "Куда ты дел свои искры?" Безусловно, в лучших ролях, а их у Авилова множество, этот талант щедро озарял своим светом тех, кто никогда этого не забудет.
Наталия Колесова
21 августа после тяжелой болезни в возрасте 51 года скончался заслуженный артист России, актер театра и кино Виктор Авилов.
Смерть Авилова – трагедия, которая не требует комментариев: все знают, каким любимым актером и человеком был он для всех, видевших его на сцене и на экране, друживших с ним. Он не случайно стал знаковой и культовой фигурой нашего времени - скорбят о нем сегодня тысячи людей, влюбленных в его образ.
Русский театр утратил в его лице одного из своих лучших представителей - подлинно народного актера, чей врожденный талант потрясал с первого мгновения его выхода на сцену. Авилов проникал в самое сердце зрителя. Его уникальная «самоигральная» внешность и пластика, прекрасный глубокий голос и изысканная речь – дары, которые дала ему щедрая природа, - изумляли и восхищали его зрителей. Отсутствие у него актерского образования только подчеркивало его призвание и назначение. А биография, сто раз пересказанная и перемолотая прессой, все равно каждый раз напоминала о том, что человек – существо безграничное и творческое, что ему дано «совершить невозможное».
Авилов был основоположником и первым актером Театра на Юго-Западе, в котором он переиграл множество ролей и работал до последних летних месяцев. В начале июня зарубежные гастроли прервали его работу над новой ролью в премьере театра «Куклы». Это была «его роль» – Господин Пигмалион, творец и художник «от Бога».
В театр он уже не вернулся.
Поразительна его актерская многосторонность: все помнят, каким он мог быть неповторимо комичным, гротескным, чрезвычайным. Играя «злодеев», Калигулу или Воланда, он неизменно выявлял мысль художника, подчеркивая величие и неординарность этих фигур.
Все созданное им на сцене и в кино было значительным, но особенную любовь внушали созданные им героические характеры и судьбы: Мольера, Гамлета, Ланцелота, Беранже.
Эти образы слились с ним, и Виктор Авилов теперь навсегда - герой, рыцарь, поэт, «философ, не разрешивший жизненных вопросов», пропевший свой гимн «индивидуальному человеческому гению», заставивший нас смеяться и плакать.
Как много он мог бы еще сыграть, открыть нам, вдохновить нас!
И вот – смерть.
Ссылка на сайт, созданный зрителями: Виктор АВИЛОВ. Мемориальный сайт
Сыгранные роли:
- МольерМольер
- Лафреж и Маркиз Д'АвилонСтрасти по Мольеру (1996-2001)
- АктерНа дне
- ФилчJ.GAY - OPERA.RU
- Портной Заморыш, он же ФисбаСон в летнюю ночь
- ВоландМастер и Маргарита
- Меркуцио и ПарисРомео и Джульетта
- КалигулаКалигула (1-я ред.)
- ВарравинТрилогия
- ХуанПоследняя женщина сеньора Хуана
- ЛузлифС днем рождения, Ванда Джун!
- КаллимакоМандрагора
- ВождьАгент 00
- ПашкаСамозванец
- ГамлетГамлет (1-я ред.)
- Прокопий Лагутин, Князев, Бронька Пупков и др.Штрихи к портрету
- ХлестаковРевизор
- БеранжеНосороги
- Монтажник-высотникТеатр Аллы Пугачевой
- Швохнев, Ихарев, УтешительныйИгроки
- Ланцелот, ГенрихДракон (1-я ред.)
- Иван Петрович Собачкин и др. ролиВладимир III степени
- Принимал участие в капустникеВстреча с песней
- Шут Фолиаль (Эскориал), Питер (Случай в зоопарке)Эскориал
- Инквизитор, Дофин КарлЖаворонок
- КочкаревЖенитьба (1-я ред.)
- ВарвикЖаворонок
- Принимал участие в спектаклеСтарые грехи
- Семен (Уроки дочкам), Дарья Семеновна Бояркина (Беда от нежного сердца)Водевили
- СганарельЛекарь поневоле
журнал КАРАВАН ИСТОРИЙ. КОЛЛЕКЦИЯ, №02 за февраль 2013 года
•Отдел культуры. Газета "Московский комсомолец", от 25 августа - 1 сентября 2004 года
газета "Полярный круг" (Якутия) №4(113), январь 2004 года
•газета «ВСЕМ!», №32-33 от 20 марта 2004 года
•журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, №3, март 1986
•журнал "DiskMan", №18(120), от 18-25 мая, 2004 года
•газета "Комсомольская правда", от 12 августа 2003 года
•газета "За калужской заставой" № 12 от 27 марта - 2 апреля 2003 года
•газета "Достоинство", №22 (420), июнь 2002 года
•газета "Санкт-Петербургский курьер" (информационно-аналитический еженедельник) № 42, 23.10-29.10 2003 год
•газета "ИЗВЕСТИЯ" № 139 от 6 августа 2003 года
•газета НА СМЕНУ!, от 2 марта 2004 года (Екатеринбург)
•газета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, №43, 18 февраля 2004 года
•газета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, № 139 от 31 июля 2003 года
•газета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, №31 (23829), от 18 февраля 2004 года
•газета ОКРУГА, № 34 (48), от 14 сентября 2002 года
•газета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, №157(23955), от 24 августа 2004 года
•газета «Комсомольская правда», от 21-25 августа, 2008 года
•газета "Запад-Восток", №37 (316), 12-18 сентября 2006 года
•газета "Российские вести", №31 (1739), от 8-14 сентября 2004 г
•международный еженедельник "ЗАПАД-ВОСТОК", №39 (213), от 25 сентября - 1 окятбря 2004 года
•газета "Местное время" (Нижневартовск), 17 марта 2004 года
•журн. «Современная драматургия», №4, октябрь-декабрь 1999 г.
•АиФ - Любовь», № 7 (64), апрель 1999 г.
•Советский союз. Иллюстрированный ежемесячник на 21 языке. 1988 год
•Журнал театра СТАНОВЛЕНИЕ, 1986
•