Заслуженный артист России

Авилов Виктор Васильевич

Главная / Артисты / Авилов Виктор Васильевич
  • Артист:

    Авилов Виктор Васильевич

  • Дата рождения:

    8 августа 1953 - 21 августа 2004

  • В нашем театре:

    В Театре на Юго-Западе с момента основания и вместе с н.а. России Валерием Беляковичем - один из создателей знаменитого коллектива.

Информация:

Виктор Авилов - "лицо" театра на Юго-Западе, его "фирменный" образ. Несмотря на разные, непростые этапы взаимоотношений, он остается в истории театра величиной постоянной. Без Авилова театр представить себе невозможно. Он из поколения отцов-основателей, из тех, кто строил театр собственными руками и сам формировался вместе с ним. И хотя прошлое водителя грузовика давно подернулось дымкой экзотических воспоминаний, трудно забыть те годы, когда из персонажа старинных русских водевилей (где актер сыграл не только парня из народа, но и ехидную старуху), рассказов Чехова и гоголевских комедий, выкристаллизовался, вырос Мольер Булгакова. Дарование Виктора Авилова настолько уникально, что не позволяет отнести его ни к одному актерскому типу. Неутомимый бес Кочкарев из "Женитьбы" Гоголя, чьи кульбиты, скорченные рожи и разыгранные скетчи запоминались надолго и вызывали дикий смех, а рядом - яростный, страстно отстаивающий свое достоинство, затравленный и раздавленный сильными мира сего писатель Мольер. Игра Авилова в этой роли была настолько проникновенна, обнажение души было таким полным, что в истории театра остались легенды о потрясениях, испытанных зрителями на спектакле, о рыданиях и забытых в гардеробе пальто.

Он играл шукшинских мужиков в "Штрихах к портрету" - безумных изобретателей, фантазеров, провинциалов с душой поэта, - и благородного рыцаря Ланцелота в остроумной сказке Шварца "Дракон", поставленной бесстрашно и ярко.

Валерий Белякович, открывший в Авилове героя, безошибочно использовал безграничную способность актера к перевоплощению и мощный темперамент. Интуиция и художественная смелость привели актера и режиссера к спектаклям, ставшим программными в истории театра на Юго-Западе - "Носорогам" Э. Ионеско, "Что случилось в зоопарке" Э. Олби, "Гамлету" Шекспира. Авилов удивительно преображался на сцене, и это свойство сохранилось до сих пор. Худая до истощения фигура становилась грациозной, движения - стремительными, глухой, хрипловатый голос - задушевным, проникающим в сердце, а резкое лицо со средневекового портрета - прекрасным в моменты вдохновения.
Играя Гамлета (странно знать теперь, что он больше не играет эту роль, как, впрочем, и одержимого безнаказанным злодейством императора Калигулу), Авилов брал на свои плечи бремя всех страстей, сомнений и разочарований человечества. В жестко и графично выстроенном спектакле он оставался единственным романтиком, чья смерть была предрешена предательством окружающих. Предшественником его Гамлета стал Беранже из "Носорогов" Ионеско, - человек, до конца противостоящий катастрофе, остающийся последним человеком на земле. Абсурдистская пьеса Ионеско об охватившей мир эпидемии оносороживания в исполнении Авилова начинала звучать достоверно, превращаясь из сатирической абстракции в пророчество.

Он вновь превосходно доказал свою способность к яркой трансформации, сыграв чудовище-чиновника Варравина в "Трилогии" Сухово-Кобылина. Момент, когда этот монстр снимает маску, остался одним из самых ярких эпизодов спектакля.
Еще одну звездную роль судьба подарила Виктору Авилову: в инсценировке "Мастера и Маргариты" он сыграл Воланда - "часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо". Образ Мессира вышел поистине булгаковским - эффектным, харизматическим, глубоким. Воланд Авилова вошел, как и его Гамлет, Мольер, Калигула, в золотой фонд истории театра.

После продлившегося больше года перерыва в актерской карьере Авилова, связанного как с разладом, так и с болезнью артиста, он постепенно возвращается на сцену. Одна из лучших ролей последнего периода - Актер в пьесе Горького "На дне" - отчасти роль-исповедь. В этой постановке вообще удалось, избежав деления на главных и второстепенных героев, дать каждому персонажу возможность полноценного высказывания.
Виктор Авилов пробует себя и в других театральных проектах, играет в антрепризе "Пляску смерти" Стриндберга и Дон Кихота в Театре клоунады Терезы Дуровой. Его приглашают повсюду, актеры с такой репутацией и внешностью - редкость. Даже в видеоклипе с Алсу он сыграл скрипача, похожего на Паганини, на фоне венецианского пейзажа. Живописная внешность актера привела его в кино, где на долю Авилова выпали роли романтического плана в фильмах "Господин оформитель", "Граф Монте-Кристо", "Двадцать лет спустя". В ролях - эффектных и костюмных (в первом - художник-декадент, ожививший манекен, во втором - популярнейший герой-мститель, в третьем - преступный сын Миледи) - используют по большей части фактуру актера, его неповторимые внешние данные. По прошествии времени его герои смотрятся весьма живописно и впечатляюще.

Однако совершенно ясно, что Авилов - актер театральный, актер от Бога, плоть от плоти театральных подмостков. Его уникальный талант - это то сияние, про которое писал Вахтангов в статье "С художника спросится": "Куда ты дел свои искры?" Безусловно, в лучших ролях, а их у Авилова множество, этот талант щедро озарял своим светом тех, кто никогда этого не забудет.

Наталия Колесова

21 августа после тяжелой болезни в возрасте 51 года скончался заслуженный артист России, актер театра и кино Виктор Авилов.
Смерть Авилова – трагедия, которая не требует комментариев: все знают, каким любимым актером и человеком был он для всех, видевших его на сцене и на экране, друживших с ним. Он не случайно стал знаковой и культовой фигурой нашего времени - скорбят о нем сегодня тысячи людей, влюбленных в его образ.
Русский театр утратил в его лице одного из своих лучших представителей - подлинно народного актера, чей врожденный талант потрясал с первого мгновения его выхода на сцену. Авилов проникал в самое сердце зрителя. Его уникальная «самоигральная» внешность и пластика, прекрасный глубокий голос и изысканная речь – дары, которые дала ему щедрая природа, - изумляли и восхищали его зрителей. Отсутствие у него актерского образования только подчеркивало его призвание и назначение. А биография, сто раз пересказанная и перемолотая прессой, все равно каждый раз напоминала о том, что человек – существо безграничное и творческое, что ему дано «совершить невозможное».
Авилов был основоположником и первым актером Театра на Юго-Западе, в котором он переиграл множество ролей и работал до последних летних месяцев. В начале июня зарубежные гастроли прервали его работу над новой ролью в премьере театра «Куклы». Это была «его роль» – Господин Пигмалион, творец и художник «от Бога».
В театр он уже не вернулся.
Поразительна его актерская многосторонность: все помнят, каким он мог быть неповторимо комичным, гротескным, чрезвычайным. Играя «злодеев», Калигулу или Воланда, он неизменно выявлял мысль художника, подчеркивая величие и неординарность этих фигур.
Все созданное им на сцене и в кино было значительным, но особенную любовь внушали созданные им героические характеры и судьбы: Мольера, Гамлета, Ланцелота, Беранже.
Эти образы слились с ним, и Виктор Авилов теперь навсегда - герой, рыцарь, поэт, «философ, не разрешивший жизненных вопросов», пропевший свой гимн «индивидуальному человеческому гению», заставивший нас смеяться и плакать.
Как много он мог бы еще сыграть, открыть нам, вдохновить нас!
И вот – смерть.

Ссылка на сайт, созданный зрителями: Виктор АВИЛОВ. Мемориальный сайт

 

Роли текущего репертуара:

08.2013 Радость видеть его на сцене

Елена Мовчанжурнал "Планета красота", №7-8 (128), июль-август 2013 года

02.2013 Галина Авилова. Быть и не быть женой

Залина Дзерановажурнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ. Коллекция", №02 за февраль 2013 года

18.03.2010 Наша жизнь и его слава

Георгий Осиповгазета "Культура", № 9-10, от 18-24 марта 2010 года

12.2008 Новые имена. Ольга Авилова

Жанна Филатоважурнал «Театральная афиша», декабрь 2008 года

21.08.2008 Виктора Авилова сгубила роль Воланда

Анна Велигжанинагазета «Комсомольская правда», от 21-25 августа, 2008 года

03.2007 Юго-Запад

Наталья Старосельскаяжурнал «Театральная жизнь», №3, март 2007

10.11.2006 Что-то яркое, энергичное и острое!

Елена Кучеренкогазета "Мой район", №8 (191), 10 ноября 2006 года

11.2006 Дерзкий, прикольный, вечно юный \"Юго-Запад\"

Елена Мовчанжурнал "Планета Красота", № 11-12, 2006 года

12.09.2006 Юго-Западная вечеря. Часть 1

Александр Левинтовгазета "Запад-Восток", №37 (316), 12-18 сентября 2006 года

07.2006 Юго-Западные династии

Евгений Александров журнал "Планета Красота", №7-8, июль-август 2006 года

02.2006 От великого до смешного

Елена Мовчанжурнал "Страстной бульвар, 10", №6-86, февраль 2006 года

01. 2006 Дети - особая публика

Елена Мовчанжурнал "Оранжевое солнце", №1-2, 2006 года

30.08.2005 Воланд с Юго-Запада

Оксана Герасимовагазета "Московский комсомолец", №195 (23.959), 30 августа, 2005 года

08.2005 Галина Галкина: «Его ждали как боженьку»

Дарьи Широковойжурнал "Город женщин", №6, август, 2005 год

08.2005 Двадцать лет спустя

Галина Грешиловагазета "Сыны отечества", №8 (95), август 2005 год

04.1981 Студия, как она есть

Ю. СенинГазета «Голос Родины», апрель, 1981, №14

25.03.1981 К рампе – первый шаг

И. ЧенцоваГазета КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА, № 70 , от 25 марта 1981 года