Информация:
Сезон 25 (2001-2002)
11 сентября 2001 года члены ультрарадикальной организации «Аль-Каида» осуществили серию из четырёх террористических актов в США. Разрушен Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, в Пентагоне пострадало левое наружное крыло. Помимо 19 террористов, погибли 2977 человек, ещё 24 пропали без вести. Южная башня ВТЦ обрушилась приблизительно в 9:56 после пожара, длившегося 56 минут. Северная башня обрушилась в 10:28 после пожара, который продолжался 102 минуты. Третье здание, башня WTC 7 разрушилась в 17:20. Люди по всему свету наблюдали за этим апокалипсисом в прямом эфире. Как минимум 200 человек из числа попавших в ловушку на верхних этажах башен спрыгнули вниз, предпочитая такую смерть смерти от огня. Погиб 341 пожарный и 2 парамедика нью-йоркского пожарного департамента, 60 полицейских и 8 сотрудников «скорой помощи».
Информационное поле заполнилось рассуждениями о том, что наступивший 21 век будет веком терроризма, что это явилось следствием глобализации и технического прогресса на фоне усугубляющихся различий между миром богатых и миром бедных.
Театр на Юго-западе, 26 августа 2001 (в день рождения шефа) – первый прогон спектакля «Самоубийца».
Валерий Белякович («Призвание – «Ю-З», стр. 238):
«Юбилейный сезон «Юго-Запад» открыл премьерой «Самоубийцы» Николая Эрдмана. Этот спектакль готовился для гастролей в Америке и был заявлен во многих городах, включая Бостон и Нью-Йорк. Трагедия 11 сентября скорректировала планы всего человечества по-своему. Начался новый период мировой истории. Америке на время стало не до развлечений. «Юго-Запад» был потрясён случившимся, тем более что актёры незадолго до того были в мировом торговом центре на экскурсии, где восхищались гением человечества, создавшим подобные архитектурные шедевры».
А. Зверев о «Самоубийце»:
«Спектакль Театра на Юго-Западе создаёт объемный образ времени, запечатлённого пьесой Эрдмана, но не замыкаясь достоверным изображением той эпохи, а заставляя соприкоснуться с некими константами существования, - так же настоятельно, как побуждали размышлять о них лучшие работы этого театра за двадцать пять лет его истории» («Страстной бульвар», 2001, №10).
А. Никольская о «Самоубийце»:
Беляковича меньше всего интересуют сатирически-социальные мотивы, равно как и авторский временной контекст. История несчастного Подсекальникова становится трагической притчей о ценности жизни, которую каждый человек осознаёт слишком поздно» («Культура», 2001, 6-19 декабря)
21 сентября 2001 года, менее чем через месяц после первого прогона «Самоубийцы»,
- премьера «Трёхгрошовой оперы». Дебют на сцене Юго-Запада Алексея Матошина (Мэкки-Нож). В роли криминального шерифа Брауна - Михаил Белякович. Официально он работает в театре с 1999 года, но это условность, поскольку само появление Михаила на свет праздновали всем театром, а впервые он вышел на сцену Юго-Запада ещё ребёнком.
Лев Аннинский о премьере:
«Момент настал: "Трёхгрошовая опера" удивительно точно ложится на теперешнюю злобу дня.
Социальный аспект: сначала дайте пожрать, а потом учите нравственности!
Финансовый аспект: когда много денег - это хорошо!
Геополитический аспект: что значит открыть дверь фомкой и угробить полицейского при подломе банка, когда всемирная банда взламывает все двери, учреждает сеть банков и с помощью полиции душит честных уголовников!
Последнее соображение позволяет предположить, что театр сочувствует антиглобалистам» (газета Версты, №22, 28.02.2002).
В феврале 2002 года театр на Юго-Западе осуществляет третью совместную работу с театром Тоуэн (Токио) – «Трехгрошовую оперу»: банда Мэкки-ножа – русские, банда Пичема – японцы. Зонги звучат попеременно на русском и на японском языках.
Дома, на «Юго-Западе», - показ самостоятельной режиссерской работы Вячеслава Гришечкина по пьесе Родиона Белецкого «Молодые люди». Роли исполняют: Александр Гришин, Александр Шатохин, Дмитрий Гусев и Ольга Дмитриева.
Валерий Белякович в этом же сезоне ставит «Самоубийцу» в Нижнем Новгороде (театр «Комедiя»).
Театр на Юго-Западе становится для Валерия Беляковича лабораторией, он экспериментирует на домашней сцене в расчёте на большие площадки. Как скажет позже Карина Дымонт, юго-западные спектакли стали походить на бутоны, они раскрывались на гастролях.
Между тем театр по адресу Вернадского, 125 – это детище не одного Валерия Романовича, а многих людей. Энергетико-информационное поле, которое образуется благодаря эмоциям и мыслям единомышленников, называют эгрегором. «Юго-западный» эгрегор начинает сопротивляться центробежным силам. Спектакли, поставленные на этой сцене Игорем Китаевым и Вячеславом Гришечкиным, не вошли в репертуар, однако это был прецедент. До появления в афише театра спектаклей, поставленных не шефом оставалось три сезона.
Своё 25-летие театр на Юго-Западе отмечает юбилейным шоу «J.Gay – Opera.ru» (по мотивам пьес Брехта и Дж. Гэя), представленным публике в театре им. Натальи Сац 30 мая 2002 года. Если жанр сентябрьской премьеры по Брехту был прописан в программке как драма, то майский перформанс – мюзикл.
23 июля на Юго-Западе состоялся прогон спектакля «Анна Каренина-2» по пьесе Олега Шишкина.
Павел Сурков: «Это один из моих любимых спектаклей. Кознышев - великая работа Олега Леушина. Мощная пьеса, крутейший финал. (…) Анна - это Россия. Изнасилованная, истерзанная, кастрированная и растащенная на куски. Шишкин это понял, а Белякович - прочувствовал. Великая работа. Недооценённая. А жаль»
Игорь Коровин (исполнитель роли Стивы Облонского) вспоминает о спектакле:
«Каренина... О чем спектакль? Я тогда был очень инфантилен, приходится признать. Я, к сожалению, не задавал себе таких вопросов. Сейчас взгляд другой, но детали могли стереться. Пьеса вообще не нравится, но понимаю, что для режиссёра иногда это повод рассказать о своем. Но ведь и режиссёр часто рассказывает скорее о подсознательном, не во всем отдавая себе отчет...
Инвалидные коляски - конечно о том, что все мы больны, но не признаемся в этом даже себе.
Основная история - по сути повтор сюжета. Мне кажется, это о том, что человек не меняется. Или не хочет меняться... Повтор Толстого, но в новых условиях».
К юбилею своего театра Валерий Белякович выпустил альбом «Призвание – «Юго-Запад»». Редактор – Наталья Кайдалова. Художественный редактор – Татьяна Кравцова.
Валерий Белякович (стр.249): «Премьеры, гастроли, а на земном шарике, между тем, жителей-зрителей, заметно прибавилось – к 2002 году перевалило за шесть миллиардов с гаком. Американским и японским учёным к этому времени удалось расшифровать аж 97% генетического кода человека, и ими было, кстати, со всей ответственностью заявлено: важнейшей запрограммированной потребностью человека, его жизненной необходимостью всегда была и остаётся игра. Ролевые установки на исполнение тех или иных персонажей, оказывается, генетически закреплены в нас – важно это в себе вовремя распознать, выучить текст и сыграть с «юго-западным» блеском».
Заканчивается альбом словами благодарности тем, кто работал в разное время в театре на Юго-Западе. Многие перечислены поимённо, список неполный, воспользуемся случаем сказать спасибо всем, назвав хотя бы некоторых:
Ольга Авилова, Рубен Авакян, Галина Андреева, Екатерина Алексеева, Анастасия Астапенко, Лев Барашков, Мария Буслаева, Иван Волков, Алла Вишневская, Виктор Галкин, Алевтина Гаврюшина, Марина Глебова, Игорь Гордин, Марк Гройзбург, Татьяна Горшунова, Ольга Гришукова, Егор Дронов, Максим Жуков, Любовь Жильченко, Елена Зорина, Сергей Ерильченко, Алексей Игомонов, Анатолий Ильченко, Павел Куликов, Геннадий Колобов, Евгений Карнаушенко, Дмитрий Карамов, Тамара Кузнецова, Елена Левикова, Ольга Лозункова, Николай Ломтев, Сергей Любимов, Сергей Лебедев, Алексей Мясников, Александр Макаров, Павел Мишин, Александр Меньшиков, Алексей Мамонтов, Екатерина Окунькова, Наталья Овчинникова, Владимир Осокин, Олег Полянский, Алексей Петров, Надежда Постнова, Вячеслав Попов, Сергей Писаревский, Александр Пушкин, Галина Поливанова, Станислав Садальский, Владимир Сальников, Лидия Сёмина, Надежда Соловьева, Елена Старкова, Наталья Сурагина, Михаил Трыков, Маргарита Терехова, Галина Татаринова, Татьяна Татаринова, Лариса Уромова, Александр Упорин, Игорь Угольников, Евгений Харыбин, Михаил Хитров, Петр Черняев, Алексей Чмелёв, Ирина Шмелёва, Мария Шатерникова, Виктор Щеблецов…
Газета "Известия", №99 (26178)
•Информационно-аналитическое издание "Советник президента", № 1, январь 2002 года
•газета "Алфавит", №11(173), 14-20 марта 2002 года
•газета "Асахи", от 11 октября 2001 года
•газета Досуг в Москве, № 20-21 (952-953). от 7 мая 2002 года
журнал Страстной бульвар,10, № 9-49, май 2002 года
•газета" Вузовские вести", №1 (143), январь 2002 года
•газета "Вечерний клуб",№18 (1490), от 8-15 мая 2002 года
•газеты "Вечерний Екатеринбург", №134 (12879), от 23 июля 2002 года
•газета "Достоинство", №22 (420), июнь 2002 года
•