Информация:
35 сезон (2011 - 2012)
Согласно расчётам Фонда народонаселения ООН на Земле рождается семимиллиардный житель. В Никарагуа президентом снова становится Даниель Ортега, в Италии Сильвио Берлускони уходит в отставку, президентом Франции выбирают Франсуа Олланда, в РФ на президентском посту Дмитрия Медведева сменяет Владимир Путин.
В начале декабря 2011 года, после выборов в Госдуму, в России начинается протестное движение, получившее позже название «болотной революции». Это были многократные массовые политические выступления, продолжавшиеся во время президентских выборов весной и после них (вплоть до 2013 года). Основной лозунг – «За честные выборы!», символ протестов – белая лента. Начинается мирно, а 6 мая, после «марша миллионов», Лента.ру уже сообщает, что таких масштабных уличных боёв Москва не видела лет двадцать, а то и больше. К тому времени имена Алексея Навального и Сергея Удальцова - у всех на слуху. Сергей Удальцов в результате признан организатором массовых беспорядков 6 мая 2012 года и решением суда отправлен в колонию общего режима на 4,5 года. Всего в тот майский день задерживают около 400 демонстрантов, против 30 из них заводят уголовные дела.
21 февраля 2012 года в Москве в Храме Христа Спасителя Pussy Riot проводят панк-молебен. Срок за хулиганство девушкам дают реальный: два года колонии общего режима. В соцсетях идут споры о соразмерности наказания. РПЦ от комментариев воздерживается, ни слова о милосердии или прощении.
Летом 2012 года Москва «лопается». (Популярная шутка того времени: «Говорили же, Москва не резиновая, вот она и лопнула»). Территория Москвы увеличивается почти в 2,5 раза за счёт присоединения части территории Московской области. К слову, театр на Юго-Западе, никуда не переезжая, оказывается практически в топографическом центре города.
Новости музыкальной индустрии за этот период: гастрольный тур «Аквариума» в честь 40-летия коллектива, Rammstein выступает в Питере, Scorpions – в Питере и в Москве, Marilyn Manson – в Москве, Manfred Mann’s Earth Band – в Москве и в Питере, The Cure и ZZ Top – в Москве, Red Hot Chili Peppers – в Питере и в Москве, Madonna – в Питере и в Москве… Цена на нефть более 100 долларов за баррель.
35-ый сезон в театре на Юго-Западе начинается премьерой: «Баба Шанель», по пьесе Николая Коляды в постановке Валерия Беляковича. После первых показов на Юго-Западе спектакль уходит на сцену театра Станиславского и возвращается только под конец сезона. Его хорошо принимают и профессиональные критики, и зрители. Актёры, занятые в спектакле, рассказывают о своих ролях с азартом и вдохновением.
Ольга Игнатюк: «Мускулистая команда «Юго-Запада» авантюрно и бесшабашно играет женскую старость, достигая беспощадной дистанцированности меж собою и образом. Нет, самим женщинам так не рассказать о себе никогда!» («Человек, культура, город» №11, ноябрь, 2011 года)
Олег Задорин о своём персонаже: «Нина Андреевна похожа на мою мать. Мама у меня тоже очкарик, тоже ни фига не видит. В хорошем смысле, она не то что невнимательна, а не придаёт значения. Может об угол стукнуться. Мать всегда интересно сыграть».
Максим Шахет о своём персонаже: «Это собирательный образ. Любой образ собирательный. Едешь, подсматриваешь. Я когда готовился к «Бабе Шанель» я за старушками наблюдал. Как они сидят, как они возят эти свои тележки, как они входят в автобус. Я однажды в автобусе видел саму Капитолину Петровну, вот точную копию».
Также уходят на сцену театра Станиславского и потом возвращаются домой: «Мастер и Маргарита», «Дракула», «Аккордеоны» и «Куклы». Мнения наших зрителей по этому поводу разделяются. Некоторые однозначно предпочитают юго-западную сцену, другие к возможности увидеть наши спектакли на Тверской относятся с любопытством.
Спектакли, поставленные Валерием Беляковичем вне театра на Юго-Западе за этот период: в театре им К.С. Станиславского – «Шесть персонажей в поисках автора» (Л. Пиранделло), «Последняя ночь дона Жуана» (Э. Шмитт), «Мольер», «Собаки», «Мастер и Маргарита», «Куклы»; в японском театре «Тоуэн» – «На дне» (5-я редакция).
На Юго-Западе же состоялся, по выражению Валерия Романовича, главный ввод сезона – Олег Леушин ввёлся на роль художественного руководителя театра.
Олег Леушин: «Это была номинальная должность, Валерий Романович так её и назвал – «Смотрящий».
Так что первые полгода Олег Николаевич осваивает ту часть забот художественного руководителя, которая зрителям не видна вовсе. Общаться с театральными чиновниками и регулировать ежедневную бытовую жизнь театра ещё надо было научиться. Дорогу осилит идущий, ему всё это удалось.
Осенью театр едет на большие гастроли по Сибири. Интернет полнится тёплыми и радостными отзывами зрителей.
Под самый конец 2011-го года Олег Анищенко и Михаил Белякович выпускают «Макарену». Это полноценная премьера, а не новая редакция спектакля, который Валерий Белякович ставил в начале нулевых. Первые месяцы главную роль играет Виктор Борисов.
Из отзывов зрителей: «Посмотрели с мужем «Макарену». Обсуждаем взахлёб. Пока только про одно: про Борисова. Наблюдать за его игрой в этом спектакле – это особый процесс, ему надо отдаваться без страха, стараясь максимально расслабиться. Японцы бы иероглиф какой-нибудь специальный придумали, типа «любование Борисовым». Раздражитель намба уан - «мужчина в женской роли» исчез почти сразу. А в нужных местах вдруг вылезал наружу и подчёркивал глубину происходящего на сцене. Медаль Виктору Борисову, или орден. На равных залез в один окоп с Фаиной Раневской и Риной Зелёной, и был до чёртиков убедителен.
А финал – просто до слёз. Встал и ушёл куда-то в Кубинскую Революцию».
Виктор Алексеевич Борисов стал слабеть здоровьем, в скором времени его в этой роли заменил Олег Анищенко, а потом Надежда Бычкова. Спектакль был прекрасной доброй сказкой. Испанцы о танце «макарена» говорят, что он помогает создать хорошее настроение и хотя бы на мгновение забыть о проблемах. Таким был и спектакль.
15 января 2012 года в театре на Юго-Западе – следующая премьера: «Мотылёк» по пьесе Петра Гладилина. Режиссёры – Олег Анищенко и Михаил Белякович. В главных ролях блистают Александр Наумов и Ольга Авилова. Спектакль имеет значительный резонанс. В том смысле, что его много и с охотой обсуждают. Обсуждают с автором и театральными критиками в буфете и со зрителями в интернете. На последний спектакль в сезоне приходят «два зала», несмотря на дачный сезон.
Сами режиссёры говорили, что они выбрали эту пьесу Гладилина за то, что она помогает поверить в чудо. Спустя много лет хочется добавить, что в тот сложный для театра год смены художественного руководства – это было размышление о природе театра как таковой, о том, зачем театр нужен людям. А ещё в том спектакле была такая простая и такая удачная сценография. В простоте этой было столько многозначности. От этого веяло «старым Юго-Западом», когда неважно было сколько денег есть на постановку – было бы что сказать зрителю.
На три месяца уезжают на гастроли в Японию Галина Галкина и Денис Нагретдинов. Укрепляют нашу дружбу с японскими театралами, играя в японской постановке «На дне» Валерия Беляковича. А юго-западные зрители в это время имеют удовольствие увидеть много интересных вводов. Запоминаются, к примеру, Константин Курочкин в роли Медведева ( «На дне») и Татьяна Городецкая в роли Насти («На дне»).
22 апреля 2012 - премьера «Люди и джентльмены», режиссёрский дебют Олега Леушина.
Олег Леушин: «Я никогда не стремился стать режиссёром. Это был скорее вызов судьбы: вот тебе возможность, слабо? Мне вспомнилась пьеса «Человек и джентльмен» Эдуардо де Филиппо, в которой я играл когда-то в студенчестве. Наверное я бы за неё не взялся, но к тому моменту многих моих учителей уже не было в живых, я решил, сделать что-то в память о них. И не только о них. Однажды ночью я вскочил с кровати и написал финальный монолог. Мне захотелось поставить спектакль о радостях и трудностях актёрской профессии. Кто-то потом говорил, что мой финальный монолог мало имеет отношения к спектаклю, что это чужеродный нарост, чага на берёзе, но для меня это было важно, мне хотелось это сказать».
Тогда реакция на спектакль зрителей была неоднозначной. Спустя много лет все вспоминают его как праздник. Оглядываясь назад понимаешь, что в том дебютном спектакле уже было видно главное, что привнесёт режиссёр Леушин в юго-западную сценическую палитру - особенную чувственность, лирическую страстность.
В конце мая театр на Юго-Западе отметил своё 35-летие на сцене театра Станиславского. Об этом событии много и с удовольствием писали в прессе. А зрители подарили театру звезду. Настоящую, в космосе. Как сказал растроганный Валерий Романович «теперь тем, кого уже нет с нами, есть, где встречаться».
Из труппы по окончании сезона уходят Иван Дементьев, Игорь Кириллов и Станислав Каллас. Спасибо им за всё, что успели сделать на юго-западной сцене.
В спектакле «Люди и джентльмены» состоялся актёрский дебют Алины Ивановой (Дмитриевой), что принесло удачу и ей, и театру.
Премию «Корона шута» в 2012 году получают Евгений Бакалов и Уильям Раффельд (дядюшка Билл). Лауреатом премии «Алмазный фонд Юго-Запада» становится Андрей Санников.
По окончании 35 сезона «Баба Шанель» отправляется на фестиваль в Витебск.
журнал СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ, №1, январь-март 2012 года
•Портал LIVEJOURNAL, от 15 сентября 2011 года
•газета "АиФ- Пенза", №34 (1607), 24-30 августа 2011 года
Интернет-версия журнала ТЕАТРАЛ, от 15 сентября 2011 года
•журнал ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА, ГОРОД, №11 (99), ноябрь, 2011 года
•журнал Современная драматургия, №1, январь-март 2012 года
•журнал «Театральная афиша», декабрь 2011 года
•журнал "Страстной бульвар, 10", №5-135, декабрь 2011 года
•журнал MAFIA (журнал клуба выпускников Финакадемии), от 22 августа 2011 года
•