Сезон 26 (2002/2003)

Главная / Сезоны / Сезон 26 (2002/2003)

Информация:

Сезон 26 (2002-2003)

20 сентября 2002 года в Кармадонское ущелье (Северная Осетия) сходит ледник Колка, среди погибших - Сергей Бодров-младший. После фильмов «Брат» и «Кавказский Пленник» он воспринимается «героем своего времени». Его смерть кажется символичной. 90-е кончились, брат.
Никто еще не предполагает, что нулевые назовут «сытыми», но уже есть ощущение, что жизнь налаживается. Мобильные телефоны появляются не только у «новых русских». Дома в спальных районах обрастают тарелками спутникового телевидения. Интернет теперь быстрее и доступнее. В почтовых ящиках -   бесплатные каталоги Икея. Вчерашние челноки ездят в Турцию отдыхать. Люди строят планы на будущее, в моду входит ЗОЖ.
Чем больше думаешь о будущем, тем меньше о вечном. Земля снова уходит из-под ног  обывателя в конце октября 2002 года.  19 октября – устроенный чеченскими террористами  взрыв в «Макдоналдсе» (улица Покрышкина, совсем близко от театра на Юго-Западе). 23-26 октября – захват заложников в театральном центре на Дубровке. Спустя долгие годы упоминание об этом событии будет срабатывать триггером для всех, переживших то время.
Нулевые – эпоха великих телесериалов, прежде всего американских. Для российских зрителей в полной мере доступными они станут не столько благодаря телевиденью, сколько благодаря торрентам. Сериалы ломают шаблоны восприятия, в том числе и моральные стереотипы. К примеру,  в 2002 году выходит уже второй сезон сериала «24 часа» с Кифером Сазерлендом в главной роли. Проблема нравственного выбора там представлена зрителям с такой откровенностью, на которую ранее мало кто решался.  Персонажи вынуждены принимать решения, которые противоречат их личным моральным убеждениям. К примеру, президенту Палмеру приходится выбирать между жизнью одного человека и риском для жизни миллионов. А у главного героя Джека Бауэра нет другого выхода, кроме как прибегнуть к пыткам с молчаливого одобрения того же сериального президента.
Весной 2003 года войска международной коалиции во главе с США вторгаются в Ирак и свергают Саддама Хусейна. Группа «Тату» занимает третье место на «Евровидение», девочки становятся первыми представителями российского музыкального рынка, которым удалось войти в мировой глобальный чарт. «Золотого орла» и «Нику» в 2003 году получает «Кукушка» Александра Рогожкина,  фильм о том, что люди способны понимать друг друга, несмотря на языковые и культурные барьеры.

К этому времени Валерий Белякович - уже народный артист РФ, а также кавалер Константиновского ордена Святого Георгия «за выдающиеся заслуги в утверждении высоких и общечеловеческих ценностей, взаимообогащение культур, сближение наций и народностей, укрепление мира , развитие дружеских и братских  отношений между государствами».
 Гастроли театра на Юго-Западе в 26 сезоне:
1.08.02 – 3.08.02: «Женитьба» на театральном фестивале в Южной Корее (г.г. Качанг и Поханг)
30.03.03-7.04.03 : «Женитьба» во Франции (Тулуза)
5.05.03 – 16.06.03:  «Сон в летнюю ночь», «Чайка» и «Мастер и Маргарита» в Японии (г.г. Осака, Тойохаси, Кобэ, Нара, Киото, Нагоя, Гифу, Токио, Сендай).
   В 2003 году 18-летняя Йоко Нишида смотрит «Мастера и Маргарита» в родном городе Осака. Впечатление от спектакля настолько сильное, что она едет в Токио, чтобы увидеть ещё и «Сон в летнюю ночь». На улице встречает Виктора Авилова, заговаривает с ним. Разговор получается как в фильмах Рогожкина:  незнание языка не мешает пониманию. После этого Йоко выучит русский  и отправится в Москву, на «Юго-Запад».
   Валерий Белякович: «Я не припомню такого, чтобы наш спектакль японцы не принимали. Когда есть узнаваемые человеческие страсти — это понятно всем. Люди везде одни и те же, пороки тоже”. (журнал «Иные берега», 4(44), 2016, стр. 118)
   В альбоме “Театр на Юго-Западе, легенда продолжается…» Валерий Романович, рассказывая о 26 сезоне, отдаёт должное спектаклям-долгожителям – тем, которые не ушли со сцены спустя четверть века существования театра.
   «Мольер» - спектакль об актёрском братстве, о людях, которые живут не как все. Любая творческая деятельность сопряжена с социальными рисками. Однако писатель или художник делают это в одиночку, актёры же – в одной лодке. Коллективное творчество в своём потенциале эффективнее, но и труднее при этом.
Наталья Старосельская: «Выстроенный предельно четко и жестко, не утративший ни энергии мысли, ни энергии чувства, спектакль Валерия Беляковича обладает какой-то непостижимой аурой: чем больше смотришь его, тем больше находишь нового, не увиденного прежде. И всё труднее и труднее становится его оценивать с привычной точки зрения, потому что в атмосфере «Мольера» Театра на Юго-Западе, словно в огромной колбе, кипят уже и «элементы» нашей прошедшей жизни, нашего сознания, образа мысли и чувства. Наше прошлое. Наше настоящее. Как правило, зрители приходят на этот спектакль снова и снова, чтобы еще раз пережить незабываемые мгновения. И театр дарит их вновь…» (журнал «Страстной бульвар», №5-45, 01.2002)
“Старые грехи” – спектакль, поставленный в далёком 1979 году по ранним рассказам Чехова. Валерий Белякович: «Театральная судьба у «Старых грехов» достойная. Гастроли по многим городам СССР, международные фестивали в Эстонии (Тарту), в Голландии (Эйндховен, Амстердам), в Америке (Чикаго, Милуоки). В Голландии и Америке, кстати, спектакль играли на английском языке» («Легенда продолжается…», стр. 29). В 26 сезоне театр прощается со «Старыми грехами», спектакль постепенно уходит из репертуара, однако совсем не уйдёт. Сценки из «Старых грехов» будут пытаться повторить студенты Валерия Беляковича в ГИТИСе, а «Налима» публика увидит на праздновании 70-летнего юбилея мастера, спустя четыре года после его смерти.
В 26 сезоне на сцене театра – вторая режиссёрская редакция «Женитьбы». Валерий Белякович мысленно возвращается к этой гоголевской пьесе снова и снова, когда ему будет 60 он однажды воскликнет: «Я только сейчас знаю, как надо ставить «Женитьбу»!»
29 июля 2003 года – первый прогон второй редакции «Гамлета».
Жанна Филатова: «Сценическая версия сегодняшнего "Гамлета" принципиально отличается от спектакля двадцатилетней давности. Отличается прежде всего ощущением времени, изменившемся до неузнаваемости категорически, времени, опрокинувшем понятия, казавшиеся несокрушимыми, и воздвигшем новые ценности со страстью близкой к космической. (…) Белякович выбрал для своего нового "Гамлета" особый жанр. Сегодня он рассказывает драматическую историю, используя приемы музыкального театра.  Есть кордебалет, с механической точностью выполняющий заданные режиссером движения. Есть солисты - Гамлет, Клавдий, Гертруда, Офелия, Полоний, Призрак, имеющие свои "сольные" партии». (журнал «Театральная касса», 03.2004)
С августа 2002 года на сцене театра появляется новое освещение. Техника даёт режиссёру новые возможности. При этом старые возможности уходят в историю. Нет больше того эффекта, когда для зрителей во время спектакля могли вдруг исчезнуть стены маленького зала.

В 2003 году Виктору Авилову исполняется 50 лет. В честь своего юбилея он вновь выходит на сцену в роли Мольера.
Наталья Старосельская: «В какой-то момент я заподозрила, что новым зрительским поколениям этот спектакль не станет настолько дорог (…) Мне повезло, – в тот вечер, когда впервые после большого перерыва на сцену вышел Виктор Авилов, рядом со мной оказался молодой человек, впервые попавший в этот театр. (…)В антракте он взглянул на меня какими-то странными глазами и словно испарился, а потом, также внезапно появившись, сказал, что купил билеты на все спектакли, на которые они в тот вечер продавались. «Сам не знаю, что со мной»,- пробормотал парень, опустив голову… Как странно, что я смотрю этот магический спектакль, я тоже не могу ответить на вопрос, что со мной?» (журнал «Страстной бульвар», №5-45, 01.2002)

В 26 сезоне в труппу театр на Юго-Западе приняты Алёна Кузнецова и Игорь Коровин.
Валерий Белякович ставит «Tabernaria» по Карлу Гольдони и «Дураков» по Нилу Саймону в театре «Комедiя» (Нижний Новогород) и «Горячее сердце» по Александру Островскому в МХАТ им. М. Горького (Москва).

17 июля 2003 года в театре на Юго-Западе – первый прогон «Даёшь Шекспира!» по мотивам «Двух веронцев». Бомжи в подземном переходе разыгрывают сюжет из жизни герцогов. В конце 70-х, когда появился на свет театр на Юго-Западе, никаких бомжей на улицах Москвы ещё не было.
Альбом «Легенда продолжается…», стр. 63: «В «Даёшь Шекспира!» Белякович создал обобщающий образ представителя «обманутого поколения» романтиков и энтузиастов времен освоения Целины и покорения Сибири».

В этом сезоне в театр на Юго-Западе впервые присылают на практику студентов-театроведов. Елена Гинцберг вспоминает, как проходила практика: ходили на все спектакли, помогали с костюмами, с гримом, с реквизитом, подглядывали за репетициями, вдыхали сценический дым: «Он пах корицей, я потом 20 лет работала в разных театрах, нигде больше такого запаха не было». К слову, про этот юго-западный дым существует много легенд. Через несколько сезонов в театр на Юго-Западе впервые придёт Владимир Долгих, он будет рассказывать друзьям-байкерам, что в этот дым добавляют какие-то психоактивные вещества, поэтому раз вдохнув его, хочется возвращаться вновь и вновь.

Анна Китаева

08.2002Бал негодяев

Ольга Игнатюкгазета "Культура", №33 (7340), от 15-21 августа 2002

10.2002Валерий Белякович: "Авантюрой ради авантюры не болею…"

Ирина Никитинажурнал "Путешественник", октябрь, 2002

09.2002Протезы для Карениной

Ольга Лавроважурнал Ваш досуг, № 35 (280), 9-15 сентября 2002 года

09.2002Анна Каренина

В. Никифороважурнал СЕДЬМОЙ КОНТИНЕНТ, сентябрь 2002

11.2002Комедiя положения в городском пространстве

Марина Мителеважурнал Страстной бульвар, 10, № 3-53, ноябрь 2002 года

14.10.2002Анна и хулиганы

Виктория Никифороважурнал ЭКСПЕРТ, №38 (344)

05.2003Горячие сердца светлого царства

Татьяна Фоминажурнал "Фанограф", май 2003 года

30.11.2002Миражи и подлоги

Лев Аннинскийгазета "Версты", № 138 (570)

03.2003Архитектор своего лица

Наталья СтаросельскаяНОВАЯ ГАЗЕТА, от 3-5 марта 2003 года

09.2002Новая пьеса. Толстой - 2

Джон Фридмангазета "The Moscow Times", № 2527, от 20-22 сентября , 2002

02.2003Ветер странствий

Алиса Никольскаяжурнал "Театральная касса", № 2 (14), Февраль 2003 года

03.2003Ирина Бочоришвили: "Мне по плечу любая роль"

Ольга Игнатюкжурнал "Театральная афиша", март 2003 г

23.10.2002Так и не встретились два одиночества

Александр Асеевскийрубрика ПОД УПРАВЛЕНИЕМ… ПОПСЫ, газета Нижегородские новости, от 23 октября 2002 г.

01.2003Напоказ

Н.Ж.Журнал непридуманных историй ЯТЬ , январь 2003 год

19.09.2002Анна на шее

Олег Зинцовгазета ВЕДОМОСТИ, №169 (732)

14.09.2002 Виктор Авилов: Стою в очереди, а не колдую над чистым листом

Светлана Валхаргазета ОКРУГА, № 34 (48), от 14 сентября 2002 года

01.2002Азбука Лагранжа

Наталья Старосельскаяжурнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР , №5-45, январь 2002

12.09.2002 Во всем виноваты поезда

Артур Соломоновгазета "Газета", № 168 (223)

27.03.2003Виктор Авилов: "Я был Гамлетом, но не таксистом"

Валерий Канаевгазета "За калужской заставой" № 12 от 27 марта - 2 апреля 2003 года

09.2002...для инвалидов от любви

Александра Машуковажурнал АХ, №9, сентябрь, 2002 года

05.10.2002Эх, Мирандолина…

Ирина Мухинагазета Нижегородская правда, от 5 октября 2002 г.

23.08.2002Театральная хроника

газета Нижегородские новости, от 23 августа 2002 года

02.04.2003Жили-были дураки и вечный жених в придачу

Александр Асеевскийгазета "Нижегородские новости", от 2 апреля 2003 года

12.02.2003Островский смеется на сцене МХАТа им. М. Горького

Галина Александрова«Литературная газета», 12 февраля 2003 год

07.2003Двое на одной сцене

Александра Ивановажурнал "Экран и сцена", №27, июль 2003 года

07.09.2002Анна Каренина - 2

журнал "Досуг в Москве", №37 (969) от 7 сентября 2002

03.2003Ирина Бочоришвили

Н.К.журнал "Страстной бульвар, 10", март 2003 года

10.2002Комеди Итальенн из Нижнего Новгорода

Александр Иняхинжурнал "Страстной бульвар,10", № 2-52, октябрь 2002 года

09.2002Вячеслав Гришечкин: "Я – законченный оптимист"

Ольга Игнатюкжурнал Театральная жизнь, сентябрь 2002 год

23.08.2002Валерий Белякович: "Нечего заглядывать артисткам под юбки"

Елизавета Коринскаягазета "Комсомольская праваДА в Нижнем Новгороде", от 23 августа 2002 года

04.02.2003Русская феерия и голос сердца

Виктор Кожемякогазета «Советская Россия», №13(12356) от 4 февраля 2003

19.09.2002Из жизни калек

Е. Демченкогазета "Вечерний клуб", № 35 (1507), от 19 сентября 2002 года

10.2002Анна Каренина-2

Алиса Никольскаяжурнал ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА, №10, октябрь 2002

10.2002Анна Каренина-2 О.Шишкина

Елена Ковальскаяжурнал АФИША, октябрь 2002 года

23.12.2002…Такая ЭТНОГРАФИЯ

Анна Соколоважурнал БИРЖА ПЛЮС. СВОЙ ДОМ, №49 от 23.12.02

25.11.2002 Виктор Авилов: Только гений актеру судья…

Ирина Валоважурнал ЛИЗА, №48 2002 год

10.2002Комедии в Комедiи. Нижегородцы в Москве

Марина Гаевскаягазета Культура, № 42 (7349), от 17-23 октября 2002 года

09.2002Что в программке

Александра Машуковажурнал Ах, №9, сентябрь, 2002

09.2002Валерий Белякович: "На должность худрука смотрю скептически"

Елена Ланскаягазета "ИЗВЕСТИЯ - НН", сентябрь 2002 года

09.2002На днях покажут воскресшую Анну Каренину

Наталья Кайдаловагазета "Вечерний клуб", № 37 (1509), от 23-29 сентября 2002

20-22.09.2002New Play is Tolstoy, Take Two

John FreedmanГазета THE MOSCOW TIMES, № 2527 от 20-22 сентября 2002 года

03.2003Неутомимые и бесстрашные

Алиса Никольскаяжурнал «Театральная касса» № 3 марта 2003 года

2003Самый современный

Марина Гаевскаяжурнал «Планета красота», №3-4, 2003 год

12.2002В Российском театре разрешено многоженство

Наталия Каминскаягазета "Культура", № 39 (7356), от 5-11 декабря 2002 года

07.2003Младший брат

Наталья Старосельскаягазета "Культура", № 27 от 10-16 июля 2003 года

06.03.2003Необычный талант Ирины Бочоришвили

Александра Ивановагазета «Культура» № 9 от 6-12 марта 2003 года

06.11.2002Виктор Авилов: Саке лечился

Елена Воробьевагазета МЕГАПОЛИС.ДОСУГ, № 37(93), от 6 ноября 2002 года

08.2002Каренину ждет смерть после смерти

Анна Монаенкожурнал "Собеседник", август 2002 года

18.09.2002Я расцелую твои шрамы!

Облезловагазета Вечерняя Москва, № 173 (23489), от 18 сентября 2002 года

11.2002Лукавый

Алиса Никольскаяжурнал "Страстной бульвар,10", № 3-53, ноябрь 2002 года

01.2003Литературная игра на грани фола

Наталья Колесоважурнал "Фанограф", январь 2003 г

11.2002Театральные новоселья

И. Стекловагазета Аргументы и Факты, № 48 (1153), ноябрь 2002

07-08.2002Перед премьерой

журнал "Ваш досуг", №29(274), от 29 июля - 4 августа 2002 года

18.01.2003Горячечное сердце

Марина Шимадинагазета "Коммерсант", от 18 января 2003 года

10.2002Энергия любви на Юго-Западе

Анна Ковалеважурнал Свои ребята, №15 (73), октябрь 2002 года

02.2003Получите! Анна Каренина -2!

Екатерина Семеновагазета "Выбор", № 21 февраль 2003 года