Аннотация:
«В чем особая красота «Макбета» Беляковича? Движение роковых сил и грозных событий в шотландском королевстве обходятся не только без какого-либо вещественного окружения, но даже практически без декораций. Белякович – принципиальный «аскет». Единственная деталь декорации, созданная им для «Макбета», - большая железная дверь с двумя створками, вращающимися вокруг своих осей и сметающими все, что попадает в их орбиту».
Мощные порывы голосов, сильные мужские тела, брутальные воинственные жесты. Общая экзальтированная поступь с хоровыми вспышками гнева, буйства, отваги, неистовства, храбрости и куража. Вот актерская стихия спектакля.
Белякович никогда не был моралистом. Я не услышала у Беляковича осуждений, высказанных с устрашающей энергией. Для него важны не осуждения, а проникновение в грозный ход шекспировской интриги, стремление почувствовать масштаб и магию темы. А зритель уж пусть черпает и уносит из этой темы столько, сколько в состоянии унести».
Ольга Игнатюк (журнал «Театральная Афиша», 03.2008)
Валерий Белякович возвращался к «Макбету» снова и снова. Он ставил его в разное время в разных странах и в разных театрах. Он включил сцены из «Макбета» в спектакль по Пиранделло в театре Станиславского. «Шесть персонажей в поисках автора» утонули под тяжестью собственной грандиозности, но тем не менее стоит вспомнить об этом спектакле в данном контексте. Валерий Романович восстановил «Макбета» на Юго-Западе незадолго до своей смерти. Очередная премьера «той самой шотландской пьесы» оказалась последним поставленным им спектаклем.
Режиссёр Белякович не был «борцом с режимом». Он своей жизнью и творческой деятельностью доказывал, что невозможное возможно при любом режиме.
Его интересовал «Макбет», потому что это не про властные структуры, а про каждого. Если ты своей волей влияешь на судьбы людей, то чего это стоит? Ты поверил потусторонним силам? Интуиция, вдохновение, вера – всё это может обернуться голосами ведьм.