Сезон 29 (2005/2006)

Главная / Сезоны / Сезон 29 (2005/2006)

Информация:

Сезон 29 (2005-2006)

Второго августа 2005-го невисокосного года спиной к парадному входу в театр на Юго-Западе стояли двое, они любовались на заходящее за Храм Михаила Архангела солнце. Тот, который по-моложе, закурил и произнес несколько  мелодраматично: «Слышь, Серый, а мне через три года уже пятьдесят стукнет». В глазах Серого мелькнула искра: «Кит, это ж ещё в морфлоте успеть отслужить можно!». Оба заржали. Докурив они зашли в театр, в тот вечер в первый раз давали «Слишком женатого таксиста».
Пьесу Валерий Белякович подобрал специально под «стариков». Они просили без машинерии, без зеркал, без музыки – просто дать им поиграть друг с другом как раньше. Пьеса на первый взгляд казалась простоватой, но с течением времени актёры её оживили и одомашнили. В анекдоте разглядели лирику. Саша Наумов объяснял любопытствующей журналистке по имени Юля: «Спектакль ведь о любви, нехватке любви. Не только о любви мужчины и женщины, но и о человеческих отношениях. Джон Смит, таксист, почему он с двумя женщинами живет? Ему и одной хватает. Но он боится вторую обидеть, боится разрушить тот мир. Такой манок я в спектакле увидел».

А в конце августа 2005-го из телевизоров по всему земному шару завыли собаки, уцелевшие на чердаках затопленного Нового Орлеана, города разрушенного ураганам «Катрина». Без вести тогда пропали 30 тысяч человек. По улицам, превратившимся в реки плыли лодки не со спасателями, с мародерами. Всплеск преступности в одночасье опустил на социальное дно целый город. Эхо тех событий отозвалось на Юго-Западе двумя постановками. Один впечатлительный американский продюсер из Лос-Анджелеса пригласил Валерия Беляковича поставить «На дне».
Валерий Белякович: «Вот в Америке, у них актерской школы нет. Они изначально на кино ориентированы. Я только что из Лос-Анджелеса вернулся, там спектакль «На дне» ставил с голливудскими артистами.
- Ну и как они восприняли нашего Горького?
Да никак! Пришлось переписывать! У нас был не Лука, а Вандер, не Сатин, а Даглас, не Василиса, а Дженнифер. Вообще, эту пьесу выбрал продюсер сдуру, она для нас идеальна, а для них проблемы бомжей не так актуальны. Но мы побывали с их главным прокурором в ночлежке Лос-Анджелеса «Шелтор» (мы и спектакль так назвали). Там так ужасно, прямо как в спектакле - нары, нары... Да вообще, мир - это большое Дно, и мы все карабкаемся, карабкаемся, пытаемся выскочить, осмыслить что-то... А играли американцы неплохо». (из интервью с Екатериной Рындык, журнал "Красивые люди",  04.2006)
   А у себя дома, на Юго-Западе, Валерий Белякович выпустил вторую редакцию «Собак» по повести Константина Сергиенко «До свиданья, овраг!».  В финале спектакля 1987 года режиссёр оставил в живых Гордого, а в редакции 2006 года - немую собачку по имени Жу-Жу. Поклонники Юго-Запада говорят, что первый спектакль был о людях, а не о животных –  почти «На дне», а вторая редакция – больше про собак, про нашу ответственность за слабых и беззащитных.

В 29 сезоне театр на Юго-Западе много гастролирует. Мастер и Маргарита со своими инфернальными сопровождающими посещают Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Тобольск и Токио.
Нижний Новгород  рукоплещет «Куклам» и «Слишком женатому таксисту», «Дракула» будоражит воображение зрителей Тобольска, а «Макбет» - театралов города Токио.
   Спектакли, поставленные Валерием Беляковичем в этом сезоне вне дома: «Ревизор» (Н. Гоголь) в театре «Комедiя» (Нижний Новгород), «Трактирщица» (К. Гольдони) в театре «Атриум» (Чикаго), «The Shelter» (по мотивам пьесы М. Горького «На дне») в театре «Одиссей» (Лос-Анджелес).

У себя в театре Белякович пересматривает ещё один старый юго-западный сюжет. Первый его спектакль по пьесе Карло Гольдони назывался «Трактирщица», премьера этого сезона переименована в «Карнавальную шутку».
Наталья Старосельская: «Неукротимый Валерий Белякович вновь обратился к "Трактирщице", поставив уже совершенно другой спектакль на основе Гольдони. Только теперь он называется "Карнавальная шутка", сыгран молодыми артистами труппы и... каким-то непостижимым образом настоян на ностальгии. Все те же мелодии Сан-Ремо звучат здесь в иной аранжировке - в самом начале спектакля словно чуть замедленно, как будто рождаясь в памяти, а потом уже возвращаясь к первоначальному ритму. И мы постепенно, шаг за шагом входим в пространство заново осмысленной, заново пережитой давней "карнавальной шутки", послужившей хорошим уроком всем тем, кто её затеял, и тем, кто оказался невольными жертвами. На этот раз у Валерия Беляковича получилась жестокая шутка - так шутит с нами порой Судьба, и мы остаёмся в одинокой растерянности перед произошедшим, чтобы потом долго-долго осмысливать: что же случилось? Как это всё произошло? И почему - со мной?.. .» (журнал "Страстной бульвар, 10", №4 - 94, 04.2006)
Главная премьера сезона – «Требуется старый клоун» по пьесе Матея Вишнеча, первый прогон 3 июля 2006 года.. Сергей Белякович, Алексей Ванин и Владимир Коппалов сыграли историю о трёх старых клоунах, чьё время на этой земле уже на исходе. «Почтеннейшая публика, просим прощения. Клоуны сегодня не выйдут на арену… Они больше никогда не выйдут…» Наверное, это самый печальный спектакль за всё существование театра на Юго-Западе. Накануне своего 30-летия Юго-Запад  плачет вместе со своими зрителями. Только выплакав накопившиеся слёзы можно идти дальше.
Лидия Еселева: «Мне кажется, тот спектакль уводил меня куда-то за измерение театра и игры. Я имею в виду, что там внутри, в спектакле, был какой-то предел, за которым был уже не театр, это было другое пространство и в нём казалось почти невозможно существовать, а трио клоунов пробивалось туда и там, крепко держась друг за друга и при этом умоляя друг друга уйти, умудрялись быть и туда же за ними попадали и зрители. И сидящий на чемодане в финале клоун Черняка казался уже существом из другой реальности, чуть ли не иной формой (не жизни, а даже и не знаю чего) - потому что жить в этом было уже невозможно, никаких душевных сил уже практически не оставалось. А этот клоун – был».
- Привет, Владимир Петрович, про что играешь?
- Надежду играю, надеюсь, что двое выберутся когда-нибудь из этого болота.
- Алексей Сергеевич, а вы во что верите?
- Надежда на то, что ты все равно талантливый человек, что ты нужен.
- Сергей Романыч, грустно-то как, скажите что-нибудь…
- Здесь уже твоя линия судьбы. Клоуны уходят. Главное, чтобы цирк оставался…
Через десять дней в театре на Юго-Западе новая премьера – третья редакция «Оперы нищих». «Акула пера» Сергей Соседов взахлёб рассказывает об этом событии газете «Сударушка»: «Искрометный музыкальный фарс-экспромт, тонко сплетенный из феерических по своей яркости мизансцен, песен (зонгов) и потрясающей, на пределе самоотдачи, игры актеров!».

Одним дождливым вечером, уже в следующем сезоне, редкие прохожие курсировали по тротуару вдоль проспекта Вернадского,  между гостиницей Салют и метро Юго-Западная – кто туда, кто обратно. Среди них было много приезжих, они знать не знали о существовании театра на Юго-Западе, но почти все они с улыбкой оглядывались на статного солидного мужчину, который шел почему-то не по асфальту, а парапету, как мальчишка балансируя руками. Это был Фарид Тагиев, он только что посмотрел «Оперу нищих» и ему захотелось ощутить себя таким же легким, быстрым и ловким как люди на подмостках, он принял решение вернуться в театральную профессию.
____________ 
По мотивам прессы тех лет и воспоминаниям современников

Анна Китаева

04.2006Нижегородский английский Валерия Беляковича. Интервью с В. Беляковичем

Екатерина Рындыкжурнал "Красивые люди", апрель 2006 года

12.2005Мой любимый актер: Карина Дымонт

журнал ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША, декабрь 2005 год

02.2006От великого до смешного

Елена Мовчанжурнал "Страстной бульвар, 10", №6-86, февраль 2006 года

04.2006С карнавала нельзя уходить...

Наталья Старосельскаяжурнал "Страстной бульвар, 10", №4 - 94, 2006 года

08.2005Двадцать лет спустя

Галина Грешиловагазета СЫНЫ ОТЕЧЕСТВА, №8 (95), август 2005 год

12.2005Никто по-настоящему не мертв...

Наталья Старосельскаяжурнал ПЛАНЕТА КРАСОТА, №9-10 декабрь, 2005 год

26.05.2006Александр Наумов: ПРЕКРАСНО ТО, ЧТО ЕСТЬ

Юлия Киркевичгазета МОСКОВСКАЯ ПРАВДА, №109 (25407), 26 мая 2006 года

14.06.2006Белякович, заглянувший «туда­»

Елена Черновагазета СВОЙ ВЗГЛЯД, №23 (135), 14 июня 2006 года

31.10.2005Дракула

журнал АНТЕННА, от 31 октября - 6 ноября 2005 год

05.12.2005Дракула

Влада Гончароважурнал TIME OUT МОСКВА, 5-11 декабря 2005 г., №48(056)

09.2005Штрихи к портрету режиссера

Галина Грешиловажурнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10, №1-81, сентябрь, 2005 год

25.08.2005Дан приказ на Юго-Запад

Роман Сапроновгазета "РОССИЯ", №34 (462), от 25-31 августа 2005 год

23.02.2006Жизнь собачья

Мария Черняеважурнал "Ваш досуг", №7(459), 23 февраля - 5 марта 2006 год

03.2006Сон в летнюю ночь

Жанна Филатоважурнал "Театральная афиша", март 2006 года

28.02.2006Менты на сцене МХАТа. Интервью с Валерием Беляковичем

Вера Романовагазета "Город и горожане", №8(1093), 28 февраля - 6 марта 2006 года

07.11.2005Слишком женатый таксист

Сергей Соседовжурнал TimeOut, №44 (052), от 7-13 ноября 2005 года

18.08.2005Один из нас

Ольга Игнатюкгазета "КУЛЬТУРА", №32 (7491), от 18-24 августа 2005 год

03.2006Судить иль не судить? Интервью с Валерием Беляковичем

Залина Дзерановажурнал "Самозащита", №3 (20) 2006 года

01.2006Записки на полях трёх программок

Наталья Сажинажурнал "Империя света", №25 январь-февраль 2006 года

10.11.2005Жизнь укусила за горло

Марина Гаевскаягазета КУЛЬТУРА, №44 (7503), 10-16 ноября, 2005 год

27.10.2005Такси любви

Алла Надеждинажурнал "Досуг и развлечения", №44 (87), 27 октября - 6 ноября, 2005 год

02.11.2005Валерий Белякович: «Свой театр найти трудно»

Марина Поляковагазета "Москва Центр", 2 ноября, 2005 г., №43

09.2005Дядя Ваня верхом на Чайке

Марина Мурзинагазета "Аргументы и Факты", №9, 2005 год

01. 2006Дети - особая публика

Елена Мовчанжурнал "Оранжевое солнце", №1-2, 2006 года

10.2005Театр на Юго-Западе

журнал "Эпидемия светской жизни", IV квартал 2005 год

09.2005Черно-белая кровь

Григорий Аросевжурнал СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР, 10, №1-81, сентябрь, 2005 год

30.06.2006Посвящение Мастеру. Интервью с Сергеем Алдониным, Дмитрием Бозиным, Олегом Леушиным

Наталии Сажинойгазета "Литературная Россия", №26 (2262), 30 июня 2006 года

03.2006Он в Москве!

Ольга Игнатюкжурнал СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ, №1, январь - март 2006 года

12.2005Слишком женатый таксист

Валерия Гуменюкжурнал "Театральная касса", декабрь, 2005 г., №12 (45)

06.10.2005Любовь до последнего укуса

Алексей Науменкогазета НЕЗАВИСИМАЯ, №215 (3611), 6 октября, 2005 год

30.08.2005Воланд с Юго-Запада

Оксана Герасимовагазета МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ, №195 (23.959), 30 августа, 2005 года

11.2005Чайка

Марина Гаевскаяжурнал ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША, ноябрь, 2005 год

10.2005Встреча с Воландом

газета "СТРЕЛА", №42 (472), октябрь 2005 год

12.07.2006Театр на обочине. Интервью с Валерием Беляковичем

Татьяна ВиноградоваГазета "АиФ", №28 (1341), 12-18 июля 2006 года

14.12.2005Олег Леушин: Безумно интересно застать зрителей врасплох

Марина Полякова газета МОСКВА-ЦЕНТР, 14 декабря, 2005 г., №49

08.2005Галина Галкина: «Его ждали как боженьку»

Дарьи Широковойжурнал "Город женщин", №6, август, 2005 год

05.2006Дракула

Ольга Игнатюкжурнал ТЕАТРАЛЬНАЯ АФИША, май 2006 год

13.10.2005Вампиры в зеркалах

Анастасия Лавренчукжурнал ВАШ ДОСУГ, №41(441), 13-23 октября, 2005 год

03.2006Олег Леушин: «Сейчас наш театр стал мудрее»

Григорий Аросевжурнал «Страстной бульвар, 10», №7-87, март 2006 года

03.2006Валерий Белякович: "У каждого свой разговор с Богом"

Наталья Халезовагазета "Аргументы и факты. Нижний Новгород", №10, март 2006 года

11.2005Абонемент в спортзал

Юрий Михайловжурнал ТЕАТРАЛ, №11(22), ноябрь, 2005 год

28.02.2006Возвращение Беляковича

Ольга Викторовагазета "Нижегородские новости", от 28 февраля 2006 года

07.2005Что нового в этом сезоне

Ольга Игнатюкжурнал "Человек. Культура. Город", №7-8 (23-24), июль-август 2005 год

18.01.2006Дракула на фоне бездны

Анна Коваевагазета РОССИЙСИКЕ ВЕСТИ, №1-2 (1803-1804), 18-24 января, 2006 года

21.06.2006РЕВИЗОРУ задал темп... оркестр пожарных

Михаил Висилицкийгазета "Нижегородский рабочий", 21 июня 2006 года

11.2005Дракула

Валерия Гуменюкжурнал ТЕАТРАЛЬНАЯ КАССА, ноябрь, №11 (44), 2005 год

03.2006Худрук и его театр на фоне юбилея

Ольга Игнатюкжурнал "Человек. Культура. Город", №3(31), 2006 год

06.2006В формате Беляковича

Ольга Игнатюкжурнал "Страстной бульвар, 10", №10-90, июнь 2006 г