Сезон 23 (1999/2000)

Главная / Сезоны / Сезон 23 (1999/2000)

Информация:

Сезон 23 (1999-2000)

Август-сентябрь 1999:
Отряды Шамиля Басаева и Хаттаба вторгаются  в Дагестан, начинается Вторая чеченская война.
11 августа  Луна закрывает Солнце. Полное солнечное затмение широко обсуждается по всему миру, ощущается как праздник, потому как отвлекает от рутинных проблем.
В штате Канзас из программ государственных школ изымаются лекции по теории эволюции Дарвина. На рубеже веков возникают сомнения в том, что главным фактором эволюции является естественный отбор.
В Китае находят самый древний из найденных музыкальных инструментов – флейту возрастом 9000 лет.  На рубеже тысячелетий эта новость воспринимается оптимистично. Хочется верить, что искусство вечно.
31 августа – взрыв в Москве в торговом комплексе «Охотный ряд» на Манежной площади. В сентябре - взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске (погибает около 300 человек). В Москве жители домов круглосуточно дежурят в своих подъездах. Дворники в Тропарёво шутят об опаздывающем на работу коллеге: «Не придёт, его, небось, Хаттаб отозвал».
   Перед началом 23-го сезона, Валерий Белякович ставит три спектакля: по Сорокину (Dostoevsky-trip), Мрожеку (Братья), Чехову (Чайка). Все три премьеры - на одной волне. Накануне своего 50-летия режиссёр остро переживает отсутствие взаимопонимания между людьми. Сомнения в просветительской силе искусства овладевают многими в то время. Однако Белякович по природе своего таланта не способен увлекаться деструкцией, из его «театра абсурда» всегда есть выход на другой уровень.
Творчество Владимира Сорокина – это изысканное переживание об ужасах современной ему действительности. Пьесой «Dostoevsky-trip» он обвиняет великих литераторов прошлого в том, что вся их великая литература не смогла сделать жизнь лучше. Писатель сладострастно погружается в разглядывание нечистот человеческой души, это вызов Творцу: посмотри, что Ты сотворил. На вызов драматурга отвечает режиссёр. Лев Аннинский (газета «Культура», №47, 14.10.1999): «Валерий Белякович уверенно извлекает урок чистого человеколюбия из-под фирменной сорокинской грязи». Под внешней отстранённостью Сорокина Белякович разглядел «раненое сердце». 
Славомир Мрожек – яркий представитель театра абсурда как направления в европейской драматургии второй половины 20-го века. В пьесе «Эмигранты» автор делится тем наблюдением, что при смене страны проживания ничего не меняется, жизнь остаётся такой же абсурдной в своей жестокости. Один из героев пытается накопить денег, второй пытается написать книгу. Одинаково бессмысленными оказываются как стремление к материальному благосостоянию, так и к духовному прорыву.  Валерий Белякович меняет название пьесы, его спектакль называется «Братья». Лев Аннинский: «Но главное, что действует на меня в этом спектакле "Юго-Запада", - это чисто зрительский шок от атмосферы безбытного, безопорного существования, воспринимаемого как неизбежная данность. Режиссер Валерий Белякович в этой грохочущей железом норе, как дома: его театр никогда и не был уютным. Самое же поразительное - и за решетками, и на решетках - это запредельное ощущение фатального нашего братства. В ролях: Валерий и Сергей Беляковичи. Спектакль называется "Братья". Братья по несчастью, которое нам дороже счастья, ибо счастье - это хомут, тюрьма, решетка для нашего вольного духа». (газета  "Версты", 04.12.1999)
Цель театра абсурда – избавить зрителей от шаблонов восприятия. «Чайка» Беляковича – безусловно разрыв театроведческих шаблонов: властная и целеустремлённая Заречная, потрёпанная жизнью, изломанная Аркадина… Чувствительный Треплев проигрывает равнодушному Тригорину, которому первенство в конфликте с Треплевым не очень-то и нужно. Чехов сам назвал свою пьесу комедией. Белякович видит в его персонажах карикатуры на людей. Это особенно заметно будет в последующих редакциях спектакля. А пока всё та же тема: мучительное непонимание  между людьми. Елена Мовчан: «А может быть, действительно театр Чехова – первый шаг к театру абсурда, когда все говорят и никто никого не слышит? В театре на Юго-Западе монологичность  чеховских пьес проявилась столь отчетливо благодаря отстранению, которое Белякович использует во всех без исключения спектаклях. Его актеры обращены не друг к другу, а всегда – в зал. Но если обычно этот прием лишь усиливает комизм или трагизм ситуации, то тут он сработал впрямую: монологи отправляются в никуда, не требуя отклика.
А всё-таки, когда не слышат – как это больно. И чеховская драматургия снова и снова говорит нам об этом» («Искусство», приложение к газете «Первое сентября», №43, 01.11.1999).
Октябрь-ноябрь: обнаружен первый в мире компьютерный вирус;  российские войска форсируют Терек, идут бои за Гудермес, за Грозный;  Леонид Кучма становится президентом Украины; Джордж Майкл готовит к выпуску свой четвёртый альбом - Songs from the Last Century.
20 ноября театр на Юго-Западе выпускает новую редакцию «Женитьбы». Главный режиссёр возвращается к истокам, к пьесе, с которой всё начиналось. Этот спектакль старше театра, Белякович поставил его в клубе Мещерском ещё в 1974 году. 25 лет спустя Валерий Романович  репетирует с молодыми актёрами, словно передавая им олимпийский огонь. В новой редакции роль Агафьи Тихоновны исполняет блистательный комик Александр Горшков.
Дарья Евдочук: «Восстановленный в 1999 году «юго-западный» спектакль представляет собой ярчайшую феерию на грани клоунады времен НЭПа с отголосками комедии дель арте в шутовских костюмах и гриме и с чарличаплиновскими киношными гэгами. Веселый эклектический замес, на фундаменте которого вырастает истинная радость для глаз и души» (Интернет-портал ОКОЛО, 17.11. 2014)
В конце 1999-го года в труппу театра принята Жанна Чирва.
31 декабря, в полдень, Борис Ельцин в телеобращении к народу объявляет о своей отставке: «Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми».
Исполнение полномочий Президента РФ возложено на Владимира Путина.
По расчётам ООН к концу этого тысячелетия население Земли достигает шести миллиардов человек.
В начале 2000 года с переменным успехом и с тяжелыми потерями, в том числе среди мирного населения, продолжается вторая чеченская война. В марте Владимир Путин побеждает на выборах, он становится президентом РФ. Американцы бомбят Ирак. Югославы выходят на демонстрации против Слободана Милошевича. В США испытывают новое лекарство от алкоголизма. В Китае католический священник получает шесть лет тюрьмы за издание Библии. Премьер-министром России становится Михаил Касьянов (в народе его называют «Миша 2%» за то, что по слухам берет откаты). В июне главой администрации Чеченской Республики назначается Ахмат Кадыров. Генеральная прокуратура РФ задерживает Владимира Гусинского, как подозреваемого в мошенничестве, в котором фигурировал холдинг Гусинского «Медиа-Мост». Спустя некоторое время Гусинского выпустят. Для широкой публики так и останется неясным за что олигарха посадили, и в результате каких договорённостей его выпустили. К слову о Владимире Гусинском, он был сокурсником Валерия Беляковича по ГИТИСу. Одно время в середине 90-х Гусинский помогал театру на Юго-западе деньгами, в тот период актёрам стали оплачивать репетиции.
В 2000 году Алексей Балабанов и Сергей Бодров-младший выпускают фильм «Брат-2» - криминальный боевик, который зрители растаскивают на цитаты:
«Вот скажи мне, американец, в чём сила! Разве в деньгах?.. Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней! »
Летом 2000-го в театре на Юго-Западе две премьеры: «Макарена» и «Конкурс», два современных автора: Надежда Птушкина и Александр Галин.
«Макарена» ставится на народную артистку России Римму Маркову.
Валерий Белякович: «Это было грандиозное шоу, оформленное страстной латино-кубино-бразильской карнавальной музыкой от кукарачи до макарены. Российская жизнь, прочитывалась контрастно, от этого не становилась менее эмоциональной» («Призвание – «Ю-З»», стр. 218)
Тематически премьера заставляет вспомнить о «Старом доме» и «Трёх цилиндрах» одновременно. История героя (героини), чья жизнь не вписывается в современные ему социальные стандарты.
Наталья Колесова: «За авантюрными поворотами сюжета и знойными ритмами макарены (…) встаёт материализующейся тенью вся  грубая, пошлая, нелицеприятная реальность. В этой реальности, пропади она пропадом, интеллигентной и гордой женщине, не лишённой юмора, остаётся лишь одно – ждать финала жизни, запершись в квартире наедине с собранием сочинений Диккенса» (газета «Вечерняя Москва», 11.07.2000)
Спектакль «Конкурс» пришлось закрыть, театр не достиг взаимопонимания с автором пьесы. В премьере была занята японская актриса Надзаки Йосико, стажировавшаяся в театре на Юго-Западе.
Наталья Колесова: «Конфликт пьесы, рассказывающий о продаже за границу русских девушек в стриптиз-шоу, сам по себе морально устаревший, преобразился в спектакле в глобальную идею распродажи Родины – с ее интеллектуальным генофондом, ресурсами и потенциальными возможностями… Валерий Белякович вытащил из пьесы то зерно, которое даёт ей право жить на сцене» («Вечерняя Москва», 14.12.2000)
Театр на Юго-Западе – детям. Занятия с подрастающим поколением на различных площадках проводят -  Михаил Докин, Сергей Неудачин, Вячеслав Климов, Ирина Бочоришвили (в школьном театре «4Т» под руководством Елены Белосельской); Ирина Подкопаева  (в детской прогимназии),  Надежда Бадакова (в школе №31), Михаил Марченко (в центре детского творчества). Уже третий сезон Юго-Запад сотрудничает с «Театром, где играют дети» под руководством Дмитрия Калинина. Актёры с «Юго-Запада» принимают участие в совместной с детьми постановке «Маугли».
Валерий Белякович («Призвание – «Ю-З»», стр. 223): «А между тем мир вплотную подошёл к XXI столетию. На рубеже тысячелетий театральная Россия потеряла О. Ефремова, Б. Льва-Анохина, А. Гончарова, И. Судакову…
Средняя зарплата по стране поднялась до 73-х долларов, у артистов Олега Задорина и Илоны Барышевой родилась дочь Вера, у четы Михаила Короткова и Натальи Федотовой родилась дочь Маша, у четы Задохиных – дочь Катя. Театр на Юго-Западе, несмотря на многие трудности, рос и был устремлён в будущее…»

Анна Китаева

23.12.1999Луч пьесы в темном царстве сцены

Алиса Никольскаягазета КУЛЬТУРА, №47 (7207), от 23-29 декабря, 1999 г.

14.10.1999Вредный Достоевский

газ. «Неделя» (иллюстрированное приложение к газете «Известия»), №41 (2050), от 14-20 октября 1999 года

04.11.1999Виват, императрица!

Александр Смольяковгаз. «Культура», №42 (7202), от 18-24 ноября 1999 года

11.07.2000Абсурд в ритме румбы

Наталия КолесоваГазета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА от 11 июля 2000 года

07.09.1999Драма - это наркотик

Керстин Хольмгазета "Франкфуртер альгемайне", №258/4, от 7 сентября 1999 года

10.1999Аутодафе с Достоевским

Виктор Денисов газета ЭКРАН И СЦЕНА, №42(510), октябрь-ноябрь 1999 года

12.08.1999Достоевский: вдыхать медленно!

Петр и Марина Литавриныгазета «Центр российских и европейских учений» от 12 августа 1999 года

01.09.1999Театр на Юго-Западе: актуальный трагизм

газ. «Настоящее. Москва-Запад», №9 сентябрь 1999газ. «Настоящее. Москва-Запад», №9 сентябрь 1999

27.10.1999Dostoevsky-Trip

газета КЛИЕНТ, №42 (87), от 27 октября 1999 года

01.11.1999Щи на московской сцене

Наталья БондаренкоГазета «Москвичка», №11 (326)

01.12.1999Чехов ставит Беляковича

Ирина Глущенкогаз. "Дом актера", декабрь 1999 г.

07.2001Счастье, которого нет

Ирина ФинякинаГазета «Настоящее»

01.11.1999Московские Гамлеты

редакция«Театральная афиша», ноябрь 1999 г.

01.11.1999С чего начинается сказка?

Алена Жуковагаз. "Московское яблоко", ноябрь 1999 года

01.11.1999Под шпицрутенами матерной брани

Корреспондент ТА«Театральная афиша», ноябрь 1999 г.

04.12.1999Юго-Западный прикол

Лев Аннинскийгаз. "Версты", от 4 декабря 1999 г.

01.11.1999«Щи» на московской сцене

Наталья Бондаренкогаз. «Москвичка», №11 (326), 1999 г.

19.11.1999Кислотное погружение в мир Достоевского

Джон Фридмангазета «The Moscow Times», от 19-25 ноября 1999 года

01.10.1999Вариации на тему «Гамлета»

Ольга Фуксжурн. «Современная драматургия», №4, октябрь-декабрь 1999 г.

29.11.1999Соленый застрелил Тузенбаха вовермя

Галина Облезовагаз. "Вечерняя Москва", №228 (22805), от 29 ноября 1999 г.

01.09.1999С днем рождения, Валерий Афанасьев!

Наталья Старосельскаяжурн. «Экран и сцена», №33-34, сентябрь 1999 г.

26.10.1999Пьеса в подарок на свадьбу

газ. «Московский комсомолец», №205 от 26 октября 1999 г.

09.11.1999Судья перевоплотился в бомжа

Алексей Тамтутгазета КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА, от 9 ноября 1999

01.11.1999Чехов цвета хаки

М.Эу«Тропарево плюс Никулино», №11 (24), 1999 г.

02.12.1999"Мне думается, что бог овальный". "Последний абсурд Эжена Ионеско"

Лия Завьяловагаз. EX LIBRIS, № 47 (119) от 2 декабря 1999 г.

01.2009Покрытые чешуей

М. ЭуГазета «Тропарево-Никулино плюс», №1 (29) 2000 год

11.1999Чайка без перьев

Марина Мурзинагазета АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ, №46 (995), ноябрь 1999 г.

08.03.2000Братья

журнал "Ваш досуг", №10(151), от 8-15 марта 2000 года

08.12.1999Три сестры

газ. "Ваш Досуг", № 48(138), от 8-15 декабря 1999 г.

1999Гамбургский счет

Алексей Зверевжурнал ЭКРАН И СЦЕНА, №41 (509) 1999

01.11.1999Сесть. Суд идет

Людмила Сатушева, Алексей Крижевскийгаз. «Вечерняя Москва», №177 (22454), 1999 г.

13.07.2000Женский взгляд и мужское одиночество

Анна Андреевагазета КУЛЬТУРА, № 26 (7234), от 13-19 июля 2000 года

Валерий Белякович: «Однажды у меня сварилось две тысячи пластинок»

Роман СапроновГазета "Вечерний клуб", №30 (1403)

01.09.1999Пусть нам будет по плечу шекспировский смех

Ольга Малинина«Пензенские вести» №70 (1186), сентябрь 1999 г.

01.10.1999Несколько слов в защиту мата, или Dolce Vita

Ксения Волоховажурн. «Современная драматургия», №4, октябрь-декабрь 1999 г.

01.09.1999Театр на Юго-Западе»

Сергей Зарковжурн. «Индустрия упаковки», №9 1999 г.

08.09.1999На «Юго-Западном» фронте – перемены

Газета «Культура», 30 августа – 8 сентября 1999

08.10.1999Вы крайний? – Я крайний. А что дают?»

Ольга Фуксгаз. «Вечерняя Москва», №177 (22454), 8 октября 1999 г.

09.11.1999Чехов в камуфляже

Александр Смольяков: газ. «Ведомости», №45 от 9 ноября 1999 г.

01.09.1999Проклятая пьеса

И. Пороховщиковажурн. «Караван историй», сентябрь 1999 г.

28.10.1999Да здравствует король или главная роль режиссера Беляковича

Юлия Бычковагаз. «СТРАДАловка» №43 (114) от 28 октября

28.01.2000Getting High with Dostoevsky and Chekhov

Marina BlagonravovaГазета THE MOSCOW TRIBUNE, #6/1339, January 28-30, 2000

13.07.2000Женский взгляд и мужское одиночество

Анна Андреевагазета КУЛЬТУРА, № 26 (7234), от 13-19 июля 2000 года

14.10.1999Заметки нетеатрала. Катят бочки

Лев Аннинскийгазета «Культура», №47 (7207) от 14-20 октября 1999 года

03.20003 часа нервного напряжения

Ирина Финякинагазета НАСТОЯЩЕЕ, март 2000 года

08.10.1999Достоевский в чистом виде смертелен

Олег Зинцовгазета «Ведомости. Пятница», №24, от 8 октября 1999 года

04.2000Диптих

Ольга Игнатюкжурнал МОСКВА, апрель 2000 года

01.11.1999Чеховский театр абсурда на Юго-Западе

Елена Мовчан«Искусство» (приложение к газете «Первое сентября»), №43(163), ноябрь 1999 г.

07.10.1999Гамлет из древнего Рима

Александр Смольяков«Общая газета», №40 (322) от 7-13 октября 1999 г.

01.10.1999Пригоршни цветов и убийств

Алиса Никольская «Экран и сцена», №41 (509), октябрь 1999 г.

10.09.1999Возвращение в эмиграцию

Ольга Фуксгазета ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА, №173(22450) от 10 сентября 1999 года

01.11.1999Хам пришел

Павел Рудневгаз. "ДА", №16, 1999 г.